civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Знания и впечатления

Из лекции 44. "Кормленщики и опричники".

Прежде всего, следует поставить вопрос о том, что такое сословные привилегии с точки зрения психоистории. Это, в самом простом понимании, комплекс особых впечатлений, формирующихся в сенсорно-этическом кластере аттрактора, на основе которых делается вывод, о том, что Сидоровы чем-то лучше Петровых.

Из курса римской психоистории нам известно, что римское сенсорное начало выразило себя в институте «империя».

«Или, в переводе, в правилах властвования. Казалось бы, в соперничестве кланов должны были побеждать самые крупные, богатые и влиятельные союзы. Так это происходит в современных обществах, но в ранней римской Республике это было не так. Традиция «империя» в действительности отсекала от участия в выборах магистратов большую часть кланов, пусть и влиятельных, но не имевших достойной истории. А представления о достойных семейных историях были заимствованы из прошлого римского народа, когда его сильная сенсорика еще не была укрощена логикой. Через «империй» сенсорное начало продолжало отчасти править Римом. Наделенные правами «империя» кланы должны были периодически демонстрировать народу свою жестокость, нетерпимость или жертвенность даже там, где для этого не было никаких оснований, или же так должны были поступать люди, не склонные к таким поступкам по своему психотипу. Вот почему из поколения в поколение всё новые и новые главы имперских кланов бросались на копья греческих фаланг, вместо того, чтобы просто эффективно руководить войсками». – Е. Милютин, "Психоистория. Экспедиции в неведомое известное".

Повинуясь неписанным законам «империя», римляне совершали глупости, обернувшиеся героическими свершениями и созданием Римской империи. Например, они без особой нужды вступили в войну с Карфагеном.

Подобным образом, сенсорика Дмитрия Донского побудила его вступить в схватку с Мамаем вместо того, чтобы ждать, пока Мамая не победит еще какой-нибудь деятель из числа многочисленных ордынских ханов.

Сословные привилегии аристократии являются результатом таких ярких впечатлений общества, когда будущие элиты чем-то проявляют себя, а будущие низы общества следуют за ними на эмоциональном уровне. Властвование и подчинение на основе впечатлений формируются по тому же принципу, что и в брачной игре, где самец демонстрирует признаки героизма, а самка – признаки позитивной оценки этого героизма. Но любовными играми работа мысли не исчерпывается. Чем более разнообразным является состав функций аттрактора, тем большее преимущество такой аттрактор получает над стихией впечатлений.

Предоставленные своим сенсорно-этическим страстям общества, например, общество галлов, всегда проигрывали римлянам, у которых те же страсти оказались в подчинении у логики. И в России мы видели, как дальновидная и тщательно спланированная политика Ивана Калиты создала те ресурсы, которые позволили его внуку Дмитрию Донскому победить татарское войско в открытом бою. Дмитрий и в этом случае мог проиграть, но, не будь в русском аттракторе логической основы, он проиграл бы наверняка.

Успешность аттрактора в противостоянии, будь то силам природы, или другим аттракторам, состоит в балансе разных функций мышления, как и в случае отдельной личности.

Этот принцип работает и в отношении «высоких» или редких функций аттрактора, которые по каким-то причинам могут быть лишены поддержки «народных» функций. Например, те общества, где логика слишком сильна и одинока, рискуют проиграть обществам с более свободным сенсорно-этическим началом. Возможно, это случай Карфагена. Оказавшись в подчинении у интуиции, другие функции аттрактора рискуют быть парализованы фантастической картиной мира, которую формируют интуиты. Таков, несомненно, случай нацистской Германии. Таким образом, важны баланс и правильное распределение функций по типам деятельности. Как не вспомнить определение Платона: справедливость – это когда каждый занят своим делом.

Римскому обществу невероятно повезло с балансом всех четырех функций: логико-интуитивного кластера в качестве элиты и сенсорно-этического кластера в качестве народа, пусть даже римская интуиция оставляла желать лучшего.

Однако русскому аттрактору везло не так сильно. С одной стороны, мы видим настойчивое стремление русских правителей, начиная, возможно, еще с Ивана Калиты, овладеть полным контролем над торговым маршрутом «из варяг в персы» по принципу «один царь, один закон, одна система мер и весов». С другой стороны, чем ближе подходила Москва к решению этой задачи, тем более ожесточенным становилось, если угодно, непонимание логики великого объединения земель и народов со стороны сенсорно-этического кластера аттрактора. Ведь чем более явным становится подчинение «народных функций» общегосударственным задачам, навязанным знанием перспектив будущего, тем сильнее ущемляются впечатления, идущие от продолжения рода, включая агрессию против других родов и конкуренцию за локальные ресурсы. От этих насущных впечатлений приходится отвлекаться ради абстрактных перспектив, видимых только умом. Способностями же к умозрению сенсорики и этики не блещут.

Обе функции впечатлений нуждаются в логико-интуитивных функциях для создания мира, который бы их впечатлял.

Этики охотно пойдут в «знаменитый» театр, но идея посвятить их собственных детей превратностям театральной жизни им вряд ли понравится. Сенсорики охотно делают законом себя самих, надевая соответствующую атрибутику, но идея служения закону как какому-то общему благу им полностью чужда. Они служат начальству, если видят в нем большую силу, но если видят меньшую – тогда они охотнее послужат собственному карману. Таков, в частности, механизм рождения в России (и не только у нас, конечно) многочисленных запретов и надзорных органов.

Рост числа «знаменитых» театров может, как ни странно, указывать на упадок искусства, а численный рост служб безопасности – на упадок силы государства.

В целом же сенсорно-этическая вольница свидетельствует о поражении механизмов накопления знания, предвидения и планирования.

Tags: #зеленая_лампа, #психоистория, #русская_и_советская_история, зеленая лампа, психоистория
Subscribe
promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments