civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Categories:

Анонс 48. Чины великого посольства

посольство
О Великом посольстве Петра I в Европу в 1697 – 1698 гг., казалось бы, все известно… но и неизвестно, в сущности, ничего.

Дежурная версия, переходящая из книги в книгу, выглядит следующим образом:

«Необычность этого мероприятия выразилась в том, что впервые в Европу отправился русский царь собственной персоной. Необычно и то, что Петр ехал официально не как царь, а в звании урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Официальная цель Великого посольства, как об этом объявил в Посольском приказе думный дьяк Емельян Украинцев, состояла в «подтверждении древней дружбы и любви для общих всему христианству дел, и ослабления врагов креста Господня, салтана Турского, хана Крымского и всех бусурманских орд».

Но дело в том, что еще в конце января русский посланник Кузьма Нефимов добился заключения с цесарем и с Венецией договора против Турции на три года. Польский король Ян Собесский умер летом 1696 г., а нового короля поляки никак избрать не могли. Поэтому посещение Польши вообще не планировалось.

Дипломатия в ее непосредственном виде – это внешняя, официальная или во всяком случае не главная задача посольства.

Основная цель путешествия Петра в другом. В первом в России сочинении о ее внешней политике, написанном П. П. Шафировым, которое еще в рукописи читал и дополнял сам Петр, указывалось на три цели путешествия царя: 1) видеть политическую жизнь Европы, ибо ни он сам, ни его предки ее не видели; 2) по примеру европейских стран устроить свое государство в политическом, особенно воинском порядке; 3) своим примером побудить подданных к путешествиям в чужие края.

Ведь Петр посылал молодых дворян в Европу на учебу. Но как убедиться, на что они действительно пригодны? Для этого необходимо знать не меньше их».

Н. Молчанов, «Дипломатия Петра I». – М: Международные отношения, 1984

При всем скудоумии обоих теорий – заключить уже состоявшийся союз со Священной Римской империей и «мир посмотреть», как будто речь идет о чиновнике средней руки, мечтающем о загранкомандировках, следует признать, что наши официальные историки ни на йоту от версии Украинцева-Шафирова никогда не отступали, лишь отдавая дань то одному вымыслу, то другому, в зависимости от политической конъюнктуры.

И даже более чем информированный В. О. Ключевский пишет:

«По-видимому, у Петра не было ни охоты, ни досуга всматриваться в политический и общественный порядок Западной Европы, в отношения и понятия людей западного мира. Попав в Западную Европу, он прежде всего забежал в мастерскую её цивилизации и не хотел идти никуда дальше, по крайней мере, оставался рассеянным, безучастным зрителем, когда ему показывали другие стороны западноевропейской жизни. Когда он в августе 1698 г. возвращался в отечество с собранными за полтора года путешествия впечатлениями, Западная Европа должна была представляться ему в виде шумной и дымной мастерской с её машинами, молотками, фабриками, пушками, кораблями и т.д.»

Между тем, пусть и без охоты, урядник Петр Михайлов провел переговоры с главами 6 европейских государств, включая избранного при его некотором участии нового польского короля, хотя «не собирался». А, может быть, дипломатия для Петра не была второстепенной задачей?

Зато само Великое посольство, путешествуя отдельно от царя, кажется, вовсе никакими делами не занималось. Да и кто из коронованных особ, в отсутствие царя, стал бы вести дела с очень скромными фигурами Лефорта, Головина и даже Возницына? «Выдающимися деятелями» они, все-таки, становились лишь задним числом на страницах русской историографии.

"Трудно перечислить других участников Великого посольства", пишет тот же международник Молчанов. Но хотя бы имена 35 таинственных «волонтеров» из свиты Петра? Нет ни в книге 1984 года, ни в других работах, ни даже у В. О. Ключевского или в новейшей «Истории России» Л. Милова – весьма дотошного исследователя. Тайна сия велика есть! Хотя это вряд ли тайна.

Неизвестным до сих пор широкой публике остается и третий маршрут Великого посольства – о нем то мы в основном и поговорим в четверг, 5 октября, в 19:30 по скайпу.

На разовой основе это обойдется вам в 2 тыс. рублей. Но если вы затем захотите присоединиться к курсу психоистории на постоянной основе, эта сумма будет учтена в качестве взноса за первый месяц занятий в семинаре.

Краткое изложение принципов психоистории вы можете найти в моей книге, но, чтобы охватить взглядом течение больших процессов истории, формирующих нашу действительность и будущее, я приглашаю вас принять участие в семинаре, который проводится один раз в неделю по скайпу.

Этот сентябрьский набор уже шестой по счету. На протяжении ряда лет программа семинара претерпела множество изменений. И на этот раз я собираюсь добавить для вас несколько новых тем, которые прежде не поднимались.

С текущей версией семинара вы можете ознакомиться, перейдя по ссылкам.

1 часть. Предмет психоистории и классическая философия греков
2 часть. Мысль Рима и классическая христианская эпоха
3 часть. Развитие мысли Запада в Новое и Новейшее время
4 часть. Основы понимания истории России

Участие в семинаре стоит 3 тыс. рублей в месяц. Это четыре занятия, включая тексты лекций. Чтобы записаться, пришлите мне личное сообщение.

Клуб любителей психоистории в Фейсбук, где всегда есть с кем поговорить:
https://www.facebook.com/groups/999357773416557/

Tags: #зеленая_лампа, #психоистория, #русская_и_советская_история, зеленая лампа, психоистория
Subscribe
promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments