civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Categories:

Возносясь на кудыкину гору. Что будет в России, когда закончится власть силовиков?

кудыкино
Власть в России сложилась как корпорация. Это не совет племени, как в Европе, а заводоуправление с проходной, столовкой и детским садиком.

В последние 200 лет характер власти на Западе определяется противоречием между трудом и капиталом, колеблясь между двумя экстремальными положениями: авторитарная власть в период накопления капитала (огораживание в Англии, «феодальная» реакция во Франции, «новый курс» Рузвельта, национал-социализм в Германии) и демократическая власть в имперские периоды «дойных» коров, когда Запад переваривает ресурсы других географических регионов, взимая с них ренту за отсталость (например, проедание советского наследства в последние 25 лет). В последнем случае к участию в совете племени допускаются и неимущие слои.

Соответственно, в настоящий момент власть на Западе может двигаться в двух направлениях: обратно в рай для богатых и диктатуру для всех остальных. Или в рай для науки и диктатуру для всех остальных, что будет означать выход из противоречия труда и капитала. Второй путь мне представляется более вероятным.

В России эти западные качели никогда не становились моделью национальной политики.

Сравнительно низкий прибавочный продукт земледелия в России ограничивал хозяйственную инициативу на более высоких ступенях передела природного сырья в предметы потребления. Если бы Россия развивалась «естественным» западным путем, она никогда не смогла бы взимать ренту с других за отсталость. Более того, в этом случае Россия даже не могла бы сложиться.

Неестественный путь организации власти (в сравнении с Западом) состоит в том, что элиты объединяются вокруг коллективной эксплуатации какого-то ресурса, превращаясь в корпорацию. Торговые пути «из варяг в греки» и «из варяг в персы» на заре русской истории стали первым изданием ее «Газпрома» и «Роснефти».

Соответственно, в те периоды русской истории, когда элитам удавалось заполучить доходные ресурсы или грамотно распорядится плодами прежних этапов развития, русские качели смещались влево, что означало максимальное расширение властной корпорации: первый период правления Ивана IV (низшими «чинами» корпорации становятся царские крестьяне; выборность органов управления снизу доверху, вплоть до выборов царя – выбирали Годунова и первых Романовых); второй период правления Николая I («чинами» корпорации вновь становятся крестьяне, включая частновладельческих крестьян); поздний СССР Л. И. Брежнева (чинами корпорации становится почти полный состав населения, начиная с командиров октябрятских звездочек, за исключением «отдельных недостатков»). Такие периоды совпадают и с удачными приступами внешней экспансии: присоединение Поволжья и Украины, жандармские функции в Европе, мировая система социализма.
Напротив, когда элиты России не могли грамотно распорядится своими ресурсами или не имели ресурсов, которыми они могли бы распорядиться, качели смещались вправо, исключая из корпорации максимальный процент населения.

Не имели, или не могли распорядиться – это важное уточнение.

Русские феодальные элиты не имели достаточных ресурсов, чтобы сопротивляться вторжению монголов, и в этом случае качели сместились вправо. Аналогичная, хотя и более сложная ситуация, связанная с последствиями Смутного времени, имела место в период правления Алексея Михайловича, когда из властной корпорации были исключены крестьяне – более 80% населения страны.

Но качели смещались вправо и в тех случаях, когда ресурсы в наличии были: эпоха дворцовых переворотов или распад СССР.

Едва ли кто-то даст научное объяснение феноменальной способности российских элит разрушать недавно с таким трудом содеянное. Смеяться над гениями собственной науки. Забивать дойных коров потехи ради или по пьяни. Отдаваться за бусики.

Эмпирическое наблюдение говорит о том, что крайне правое положение качелей – это бироновщина, или правление не просто военной олигархии, а вдобавок иностранной.

Мы были вновь близки к бироновщине в период правления Ельцина. При Путине качели начали двигаться влево: власть захватила военная олигархия отечественного происхождения, отодвинув иностранцев.

Ну и что?

Где ресурсы коллективного пользования, которые вытянут Россию в более устойчивое положение?

Небольшая численность населения (в сравнении с Западом и Китаем) теоретически позволяет России легче выйти из противоречия труда и капитала. Но возможна ли у нас власть науки… в отсутствие гуманитарной науки? Не превратимся ли мы из сырьевой колонии Запада в транспортно-сырьевую колонию Китая, управляемую китайской гуманитарной наукой?

Или, оставшись в рамках противоречия труда и капитала, Россия должна выбрать путь военно-трудовой автаркии, снова делать «Жигули», попивая «Жигулевское»? Дождемся ли на этом пути созревания собственной науки об обществе, способной дать вечный ресурс коллективного пользования? И позволят ли нам этого дождаться те же Европа и Китай?

Наука об истории не обладает способностью измерить историю, и потому не в состоянии предсказать результат истории.

Чтобы изменить это положение, необходимо понять, что именно в истории может быть измерено (предмет), и какими средствами (метод).

Ответить на вопрос о предмете достаточно просто, так как этот предмет совпадает с предметом науки в целом. Однако, наука – и не только историческая, как-то забыла об этом предмете, который был ей предложен в качестве базовой аксиомы Рене Декартом.

Предлагая науке сомневаться «во всем кроме мышления», основоположник современного научного знания тем самым сделал исходное допущение, от которого строится наука в целом.

К этой аксиоме обращается курс психоистории в качестве своего предмета.

В качестве метода измерения истории курс предлагает

во-первых, представление о мышлении как о сверхструктуре, состоящей из 8 разных программ,

и, во-вторых, обнаруженную автором курса закономерность в работе 8 программ сверхструктуры мышления.

Сначала включается логика, затем – сенсорика, этика, интуиция. Это похоже на волновой процесс: внимание социума смещается по шкале от рационального знания к эмоциональной стороне мышления. А затем все повторяется, но с другим знаком: интерес к внешнему миру сменяется интересом к внутреннему миру. Одна волна сменяет другую. Структура все время переключается между 8 программами и 2 волнами с разными знаками – и так на протяжении всей известной истории.

Так возникла психоистория. История волн, образованных последовательным включением и выключением программ мышления, работающего в целом как сеть. Благодаря психоистории вы можете измерить историю. Вы можете узнать, какая из программ сейчас работает, и предсказать, какая включится завтра. Вы можете предсказать будущее.

Подробности по ссылкам здесь:
1 часть. Предмет психоистории и классическая философия греков
2 часть. Мысль Рима и классическая христианская эпоха
3 часть. Развитие мысли Запада в Новое и Новейшее время
4 часть. Основы понимания истории России

Участие в семинаре стоит 3 тыс. рублей в месяц. Это четыре занятия, включая тексты лекций. Чтобы записаться, пришлите мне личное сообщение.

Клуб любителей психоистории в Фейсбук:
https://www.facebook.com/groups/999357773416557/

Tags: #зеленая_лампа, #психоистория, #русская_и_советская_история, зеленая лампа, прогнозы, психоистория
Subscribe
promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments