civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Анонс 51. Россия во 2 половине XVIII в. Правление «хороших» императриц, завершившееся восстанием

платье
События русской истории второй половины XVIII века могут служить иллюстрацией одного из теоретических положений психоистории, которому мы еще не уделили должного внимания.

Мыслящие субъекты истории, оставляющие в ней свои следы, это далеко не то же самое, что общества.

Общества представляют собой сцену, на которой разыгрывается борьба иных мыслящих сущностей - аттракторов.

Аттракторы – притягивающие множества траекторий мышления в динамических диссипативных социальных системах, не полностью совпадают с этими системами. Подчас аттракторы противостоят своим системным сценическим площадкам в одних важных отношениях, сотрудничая с ними в других отношениях. В одной и той же социальной системе (обществе) может возникать и, как правило, возникает несколько мыслящих аттракторов.

Что делает психоисторический аттрактор притягивающим множеством, заставляет его расти и конкурировать с другими себе подобными образованиями мышления?

Таких факторов несколько. В основе всегда лежит информационный приоритет: экстраверсия или интроверсия. Соответственно, различаются, прежде всего, экстравертные и интровертные аттракторы.

Чуть выше этого разделения формируется психотипическая структура, которая получает свое видимое второе «Я» в качестве властных отношений: внутри самого аттрактора, или, если повезет, над другими аттракторами, в обществе в целом.

Выше формулируются правила доверия, соответствующие психотипической структуре доминирующего аттрактора. Еще выше – культура, транслирующая и воспроизводящая правила доверия.

Если аттрактор не только захватывает власть, но и поглощает другие аттракторы вмещающей мыслящей среды, тогда частными проявлениями его культуры становятся политика, право и экономика, которые обычно формируются в такой именно последовательности.

В остром политическом и династическом столкновении «немецких» и «русских» властных группировок середины своего «золотого века» российский аттрактор вынужденно вернулся к началу, забросив за важностью дележа государственного пирога и политику, и право, и экономику.

То удачное стечение обстоятельств, что победа досталась умной женщине Елизавете Петровне, которая, как умная женщина, умела притворяться несведущей и незаинтересованной в делах государства, на время примирило страсти, кипевшие прежде вокруг ограничения монарших полномочий. Самодержавие было просто в силу обстоятельств и так ограничено кругом фаворитов, которых Елизавета Петровна, обладавшая даром кадровой политики, умела пристроить и к подходящим их способностям государственным делам.

Подражая своей наставнице, Екатерина II также стремилась не обострять личное соперничество с мужскими траекториями аттрактора, подчеркнуто отказавшись от предложенных ей официальных определений «великой» и «мудрой», и согласившись на сравнительно скромное звание «Матери Отечества». Будучи человеком, склонным к интеллектуальной игре, Екатерина также первой явила России пример просвещенной и неравнодушной к социальной проблематике правительницы. Впервые после уже подзабытых примеров Ивана IV и соборов «голоса Земли» XVI - XVII вв., в которые она даже попыталась вдохнуть новую жизнь, собрав т.н. "Уложенную комиссию".

С внешней точки зрения могло даже показаться, что дела в России пошли в гору. Опасные войны в Европе были или выиграны, или, по крайней мере, не проиграны. Влияние России на европейскую политику после поражения «немецкой партии» только укрепилось.

И даже почти казненный фельдмаршал Миних продолжал удивлять различных супостатов славой русского оружия.

Было закончено поглощение Россией южнорусских земель и начато поглощение польских.

Однако длительное соперничество внутри мыслящего властного аттрактора обошлось дорогой ценой, а именно, восстанием более широких социальных слоев, интересами которых пренебрегали слишком долго.

Каждая из многочисленных соперничающих партий стремилась обласкать имущие классы, тем самым позволяя им усиливать произвол в отношении неимущих, прежде всего, крестьянства.

Доступные историкам документы рисуют страшную картину бегства населения целых областей «преуспевающей» России как в елизаветинское время, так и в екатерининское. Именно в эту эпоху в газетах начинают печатать объявления о продаже людей и разносится весть о страшной Салтычихе.

Но в эту же эпоху царица со страниц одного свободного журнала вступает в полемику с редактором другого свободного журнала и... проигрывает. Официоз, встретившись с кривой ухмылкой общества, закрывается.

Смутные подозрения, что дальше «так жить нельзя», благодаря диалогу с общественным мнением, начатым Екатериной, и, особенно, вследствие страшной по масштабам кровопролития «пугачевщины», превратились в осознанную правящим слоем необходимость революции сверху, которая включала бы в себя отмену крепостного права и, как предлагали наиболее радикальные представители элит, замену монархии иной формой правления.

В отличие от соперничества эмоций, характерных для дворцовых переворотов русского XVIII века, в XIX столетии мы увидим столкновение идей и конституционных проектов – соперничество знаний.

В четверг, в 19:30 по скайпу.

Данный курс ставит своей целью приблизить понимание истории к состоянию науки.

Психоистория это история волн, образованных последовательным включением и выключением программ мышления, работающего в целом как сеть. Благодаря психоистории вы можете измерить историю. Вы можете узнать, какая из программ сейчас работает, и предсказать, какая включится завтра. Вы можете предсказать будущее.

Программа семинара доступна по ссылкам здесь:
1 часть. Предмет психоистории и классическая философия греков
2 часть. Мысль Рима и классическая христианская эпоха
3 часть. Развитие мысли Запада в Новое и Новейшее время
4 часть. Основы понимания истории России

Участие в семинаре стоит 3 тыс. рублей в месяц. Это четыре занятия, включая тексты лекций. Чтобы записаться, пришлите мне личное сообщение.

Клуб любителей психоистории в Фейсбук:
https://www.facebook.com/groups/999357773416557/

Tags: #зеленая_лампа, #психоистория, #русская_и_советская_история, зеленая лампа, психоистория
Subscribe

  • Как мы играем в "Игру Престолов"

    А я ведь вас предупреждал! Всё о разгульной актерской жизни не-театра "Сам ты Чаплин" и о развитии игры престолов здесь:…

  • Секс - всему голова!

    Британское правительство инвестировало $221 тыс. в компанию Killing Kittens, организатора секс-вечеринок. Об этом сообщает…

  • Кастинг заканчивается через 7 дней.

    Друзья, мы набрали половину состава для "Игры Престолов". Вы во второй половине? Есть возрастные и молодежные роли. Роли в массовке и со словами,…

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments