civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Categories:

Ложь Родины

броуди

Аллах акбар, уважаемые.

Прошла целая вечность после работ Копполы, Формана, Леоне, и мне уже казалось, что мы никогда не увидим хорошего американского кино.

Но главные герои «Родины», лучший офицер разведки, истеричка Кэрри Мэтисон, страдающая биполярным расстройством личности (Claire Danes), и конгрессмен, кандидат на пост вице-президента, герой войны Николас Броуди, воздающий хвалу Аллаху в своем гараже, прежде чем надеть пояс шахида (Damian Lewis), буквально вернули мне веру в искусство.

К такой «Родине» после бесчисленных «восставших из ада» сюжетов еще нужно привыкнуть. Я поначалу отнесся к шедевру как к обычной голливудской поделке последних лет. И не мог взять в толк, почему «девушку Джеймса Бонда» играет такая страхолюдина?

кэрри
Представь себе, о критик, как далек я был от тщательнейшим образом продуманных, выстраданных даже образов современной Америки, пока в какой-то момент не щелкнуло: так она и должна быть такой!

Мне даже стало жаль актеров, сыгравших в сериале нормальных людей. Вице-президента США Уильяма Уолдена, который всего лишь снес пару арабских школ из беспилотника.

уолден
«В жопу твою семью, Броуди!»

Многие ключевые фразы «Родины» представляют собой пересказанные выверты официальных лиц. Конечно, нужно очень хорошо знать политический дискурс тех лет, когда снимался сериал (премьера в 2011 г.), чтобы в полной мере осознать, насколько точны авторы в своих интерпретациях и предвидениях.

“Fuck the EU” тогда еще не прозвучало.

А крышу уже снесло.

Два самых обаятельных персонажа сериала – арабский террорист №1 Абу-Назир (его сыграл американский актер иранского происхождения Navid Negahban), и старший офицер ЦРУ Саул Беренсон (Mandel Patinkin) воспринимаются как пережитки «холодной войны» с ее рационализмом и уважительным отношением к противнику.

саул

После трогательной сцены похорон Абу-Назира на борту авианосца США, группа уже мертвого шахида взрывает штаб-квартиру ЦРУ. Запад опять проиграл. Но как Запад может выиграть, если американцы ведут себя так, будто вот-вот друг друга перестреляют? Герои сериала все время проводят в поисках правды, которую выбивают друг из друга пытками, и ради правды еще больше лгут друг другу. Лгут все: жены, мужья, любовники, подростки, их учителя, конгрессмены, и агенты ЦРУ. И от этого еще больше друг друга ненавидят.

«Я пытаюсь понять проблему, а не уничтожить ее», - говорит Саул.

Отход Запада от этого принципа составляет фабулу фильма. Об этом и стоит сказать мне как историку-востоковеду, оставив другие достоинства «Родины» киноведам.

Историку привычен образ западного завоевателя мира. Многонаселенные царства Востока одно за другим падают к ногам немногочисленных западных армий, предлагающих побежденным циничную, но понятную альтернативу: жить по правде. Есть правила, ты их соблюдаешь, мы – тоже. Или ты мертвый.

Сегодня мы видим обратную картину, очень точно показанную создателями «Родины»: Запад упал к ногам Востока.

Как это произошло?

Причину следует видеть в том, что Запад отказался от своего главного оружия – логики.

Западная логика не лжет. Заменив природное изобилие, которого Запад не имел изначально, рациональным расчетом, Запад достиг невероятного подъема, но утратил право на ложь.

Нельзя лгать и одновременно создавать технологии, покорившие мир. Это стороны одной медали. Вот почему подъем Запада совпал с упадком западного мифа.

Как я писал в своей книге, «в мифе нельзя ничего менять. Этот запрет охраняет достигнутый прежде общественный синтез, свет человеков, все прежние усилия и жертвы, которые теперь канули в Лету. Подвергнуть миф критическому разбору так же чудовищно, как подвергать грамматическому разбору признание в любви».

Избрав в качестве конкурентного преимущества свободное логическое начало, подвергающее все сомнению и переформатированию, Запад эпохи подъема отказался от своего мифа и забыл его. Однако, достигнув изобилия, прежде всего, финансового, Запад ослабил то, чем обязан этому изобилию: логическое начало.

Именно в эту брешь проникает Восток, обладающий гораздо более изощренной мифологией, чем даже забытая западная мифология. Притом, что и сам Запад лжет, миф Востока стала восприниматься на Западе в качестве истины.

Такое проникновение, конечно, гораздо больше, гораздо опаснее для западной цивилизации, чем терроризм.

nazir
«Зачем убивать людей, если можно убить идею?»

Верно. Особенно верно, когда идея не обладает бессмертием и принудительной силой логики.

Аллах акбар, уважаемые.


Tags: #вымыслы_и_расследования, #зеленая_лампа, #психоистория, Запад, США, загадки Востока, зеленая лампа, искусство видения, психоистория
Subscribe
promo civil_disput august 9, 2012 18:40 115
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments