civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Categories:

Анонс 55. В чины или в граждане: в чем разошлись защитники самодержавия и декабристы?

декабристы
Декабристы не были большими «либералами», чем сторонники сохранения монархии – и те, и другие были приверженцами европейских идей в части прав личности и, одновременно, желали сохранить суть крепостной системы, опровергавшей эти права.

Правительственные проекты, количество которых исчислялось чуть ли не сотнями, и которые имели широкое хождение в обществе, половина мужской части которого состояла в каком-то официальном «секретном комитете» или числилось в полуофициальной масонской ложе, концентрировались на правах, проистекающих из чина внутри корпорации и, соответственно, сводились к более справедливому распределению чинов.

Или же авторы предлагали добавить прав и свобод какому-то конкретному чину, например, крепостным крестьянам.

Абсурдная, казалось бы, постановка вопроса, но только не для русского права, которое и крестьян рассматривало в качестве чина на государственной службе, в идеале охватывающей все общество.

Например, в категорию «крестьян» в XVIII – XIX вв. включались т.н. «однодворцы», чьи исторические судьбы брали свои истоки в земельных наделах служилых людей «по прибору», полагавшихся им по их военному чину. Эти, своего рода, русские джентри, и сами выступавшие с оригинальными крестьянскими проектами реформ в Уложенной комиссии при Екатерине II, как и другие «исключения», вроде крепостных миллионеров, давно уже переселившихся в города, занимали немалое место в построениях монархистов.

Реформаторы из монархического лагеря, такие как Н. М. Карамзин и М. М. Сперанский, знали особенности русского права, понимали его логику, видели его потенциал. Вот почему они полагали возможным исправить крепостное право, не отменяя его, лишь возвращая крестьянскому чину его первоначальный статус, либо придавая законность сложившимся практикам, таким как нелегальная, но распространенная практика скупки барских земель их крепостными.

Декабристы, представлявшие интересы лишнего класса землевладельцев, который сама история уже начинала отменять «снизу», напротив, планировали ликвидировать чиновную корпорацию, коль скоро, согласно вполне достоверным известиям, эта корпорация предполагала модернизировать Россию преимущественно за их счет, расширяя права низовых чинов.

Если для монархического лагеря характерно внимание к вопросам «земли», то два-три известных декабристских проекта концентрируются на вопросах «воли», но, что примечательно, столь же слабы в части механизмов свободного гражданского волеизъявления, как и бумаги «секретных комитетов».

Декабризм, по крайней мере, отчасти можно рассматривать как запоздалое стремление аристократии перейти от чина к сословному состоянию, чем и объясняется интерес декабристских проектов к «вольностям» дворянства, пытавшегося переосмыслить себя в качестве состоятельной верхушки гражданского общества.

Поскольку наличная российская историография, добавившая к обличительной страсти марксизма еще и травму либерализма, ситуацию николаевского правления понимает совершенно не так, превратно, нам в очередной раз придется заново расставлять точки над “i”.

В четверг, в 20:00 по скайпу.

Программа семинара доступна по ссылкам здесь:

1 часть. Предмет психоистории и классическая философия греков (обновляется)
2 часть. Мысль Рима и классическая христианская эпоха
3 часть. Развитие мысли Запада в Новое и Новейшее время
4 часть. Основы понимания истории России (обновляется)

Участие в семинаре стоит 3 тыс. рублей в месяц. Это четыре занятия, включая тексты лекций. Чтобы записаться, пришлите мне личное сообщение. Вы можете присоединиться к текущей группе - это проще, но меньше лекций. Либо вы можете оставить заявку на участие с начала курса.

Клуб любителей психоистории в Фейсбук:
https://www.facebook.com/groups/999357773416557/

Tags: #зеленая_лампа, #психоистория, #русская_и_советская_история, зеленая лампа, история России, психоистория
Subscribe
promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments