«Всё издалёка предвещало,
Что час свершится роковой,
Что выпадет такая карта…
И этот века час дневной —
Последний — назван первым марта».
А. Блок
И правда, идиллическая Россия с царём-батюшкой и его верноподданным народом перестала существовать 1 марта 1881 года.
Хотя убийство Александра II повергло традицию в шок, ее мысль немедленно опознала врага. «Оттого-то в Петербурге можно встретить очень много людей, по-видимому, и русских, но которые рассуждают как враги своей родины, как изменники своего народа», – писали в те дни «Санкт-Петербургские ведомости». «По-видимому, и русские», – это были другие русские, люди иного сознания. В этом «Ведомости» оказались правы. Однако издание поспешило успокоить себя оценкой соотношения сил: «освободитель пал жертвою шайки злодеев среди многомиллионного, беззаветно преданного ему народа».
Революционные интеллигенты могли быть порой и злодеями, но они, как показали дальнейшие события, не были маргиналами. Их одинокие, поначалу, протесты отражали глубинное брожение могучих неизвестных сил.
Что в этом брожении было русского? Что привнесено в него извне? И какое место русские революционеры занимают в психоистории России?
Об этом в четверг, в 20:00 по скайпу.
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
1 часть. Предмет психоистории и классическая мысль Греции (обновляется)
2 часть. Мысль Рима и классическая христианская эпоха
3 часть. Развитие мысли Запада в Новое и Новейшее время
4 часть. Основы понимания истории России
5 часть. Россия на пути реформ (обновляется)
Список книг к этому курсу
Нажмите на картинку, чтобы читать мои статьи о психоистории на Яндекс-Дзен
Journal information