civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Человек произошел от паровоза

паровоз
Говорят о технологическом разрыве между поколениями… А это важно?

В человеческой истории действуют мыслящие субъекты, субъекты врущие, заблуждающиеся, докапывающиеся до истины, что-то любящие или ненавидящие. Однако историки этого не понимают. Историческая наука пыталась и все еще пытается исследовать свой предмет так, как если бы она была физикой, то есть, игнорируя мысль изучаемого материала. – подробнее

Рассуждать на тему «человек произошел от паровоза» можно по-разному. Приведу в пример публикацию в группе психоисторического сообщества «Зеленая Лампа» в Фейсбук:

«Помните, в начале XIX века молодые столичные люди, говорившие поголовно по-французски, образованные, цивилизованные и пр., с изумлением смотрели на "екатерининских вельмож", остатки прошлого века. Люди другого формата и масштаба. Такой разрыв поколений. И это не самый сильный - петровский разрыв, видимо, посильнее был. Люди петровской чеканки, не важно, какие - воры или дельцы, воеводы или дипломаты, послепетровские – совсем иного кроя, чем допетровские».

(Признаться, не думал, что это, на самом деле, из ЖЖ. Но товарищи указали и, оказывается, оригинал начинается словами: "Я тут смотрел, смотрел..." Смотрел на что, куда, зачем? Смотрел "тут". Смотрел, смотрел. По сторонам, что ли? Интересно, чем занимается автор в жизни?)

Все эти гаджеты… Создают ли они нового человека? Человек с айфоном – это новый вид человека или нет?

Конечно, новостью применительно к человеку должно быть какое-то мышление. А что же еще?

Так вот, оказывается, что технические новинки (или даже новые идеи) не создают нового мышления на уровне социальных общностей, таких как поколения.

Например, одна женщина екатерининского века, а именно, сама Екатерина Великая любила работать на токарном станке, как какая-нибудь ПТУшница. Ну и где было это ПТУ в целом в XVIII веке?

С идеями ситуация еще более загадочная. Идеи – это такой лес вечности, в котором меняющееся мышление способно блуждать веками, то внезапно открывая для себя его призраков, то вновь теряя их из виду.

Идею парламента первым в России высказал стряпчий Иван Бутурлин в 1634 году. Тогда же идея была отвергнута. Парламент в России возник в 1906 г. и был распущен в 1917 г. еще более прогрессивным мышлением.

Вместо парламента была вновь (!) введена в действие система съезда чинов общегосударственной корпорации, которую И. Бутурлин хорошо знал в его XVII веке под названием Земских соборов. И которая ему уже тогда не нравилась!

Бутурлин, будучи образованным юристом, полагал, что законы отечества должны обсуждать образованные люди, а не как у нас всегда…

Бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки, стольники, стряпчие, жильцы, дворяне и дети боярские из городов, гости и торговые люди гостиной и суконной сотен, сотские, старосты и тяглые люди черных сотен и слобод, казаки и стрельцы. Такой состав имели соборы 1613–1615, 1618, 1621, 1632, 1634, 1639, 1642, 1648–1649 и 1653 гг.

То есть, стряпчие там все-таки были, но не в качестве образованных людей, а лишь как представители их чина.

В советское время проводились аналогичные съезды КПСС, где академики вроде Бутурлина должны были вести дискуссии с людьми от станка, вроде Екатерины Великой. И тем, и другим это было без надобности.

Пороки такой системы управления были известны задолго до 17-го года и даже задолго до XVII-го века. По этому поводу иронизировал еще Платон 2500 лет назад:

«Так неужели же благодаря знанию плотничьего искусства государство следует назвать мудрым и принимающим здравые решения? Вовсе не из-за этого, иначе его следовало бы назвать плотницким. Значит, хотя государству и желательно, чтобы деревянные изделия были как можно лучше, однако не за умелое их изготовление можно назвать государство мудрым. …в нашем государстве мы обнаружим, что сапожник – это сапожник, а не кормчий вдобавок к своему сапожному делу; что земледелец – это земледелец, а не судья вдобавок к своему земледельческому труду, и военный человек – это военный, а не делец вдобавок к своим военным занятиям».

Съезды чинов были ликвидированы в 1991 г., и вместо них был вновь устроен парламент, разогнанный в 1993 г.

С тех пор ищем путь развития-с.

Tags: #зеленая_лампа, #психоистория, #русская_и_советская_история, зеленая лампа, история России, психоистория
Subscribe
promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments