civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Перефразируя «Террор»: судьба России в понятиях инуитов

тер

Европейцы XIX века смеялись над «дикарями», но их потомки в XXI веке уже не так уверены в надежности рационализма, разъедаемого страхом перед пороками социальной жизни, которые не удалось исправить при помощи бензина и стали.

Да, это верно, что зимой мы не рискуем, как команда «Террора», остаться на два года во льдах. Нас разыщут по GPS, мы купим билет на самолет, наш двигатель и в мороз заведется, да и не нужно нам никуда во льды, – все дары Востока и Запада можно заказать в интернете.

Таковы ожидания, а в действительности две трети населения России живут в бедности, вроде бы и в России, но за границей большей части ее материальных возможностей.

Это порок материального или болезнь иного рода?

В науке обычно видят инструмент точных измерений, способных предсказать результаты практики. Ценность физики состоит, например, в том, что мы, прежде чем сунуть пальчики в электрическую розетку, из физической теории знаем, что там живет электричество, которое можно описать при помощи чисел. Измеряя электричество, мы затем приходим к ожидаемым результатам. Монтеры не погибают при каждом контакте с проводами, потребители электроэнергии в норме не разоряются в конце месяца.

Но когда дело касается поступков людей, историческая наука, которая пытается их описывать, ничего измерить и предсказать не может.

Ошибка, на мой взгляд, состоит в том, что, пытаясь объяснить поведение мыслящих объектов, историческая наука делает свою работу так, как если бы она была физикой, то есть, игнорируя мысль изучаемого материала.

Технические средства британских военных кораблей «Террор» и «Эребус», искавших в 1845 – 1847 гг. северо-западный проход из Атлантического в Тихий океан, не были ответственны за провал экспедиции. Но коллективное мышление моряков имело к этому самое прямое отношение. Движимый честолюбием командир задержал поход в высоких широтах дольше, чем позволяли ледовая обстановка и здравый смысл. В результате корабли были затерты льдами. Однако команда имела запасы продовольствия на три года, включая средства против цинги. Через год бесконечной зимовки обнаружилось, что полагаться на консервы не стоило. Их производители использовали негодную тару с высоким содержанием свинца. Накапливаясь в организме человека, свинец вызвал у моряков безумие и бунт. Свергнув власть офицеров, часть команды решила, что будет лучше отправиться к берегу пешком, питаясь в пути не консервами, а мясом уставших, ослабленных и, как сказали бы у нас, «не вписавшихся в рынок» товарищей.

[Какие выводы из всего этого способен сделать историк, привыкший опираться на материальные факты?]


Tags: зеленая лампа, история России, психоистория, путешествия
Subscribe
promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments