
Между имперскими идеалами и реализмом баланса сил.
Чем была разрядка? Была ли она вызвана страхом перед ядерной войной сверхдержав? Была ли она компромиссом или, например, какой-то хитростью?
СССР и США, безусловно, не собирались «поступаться принципами», обе стороны рассматривали процесс переговоров как способ укрепить свои империи.
СССР, как было отмечено в прошлых лекциях, столкнулся с серьезным кризисом идеологии и длительное время не мог найти модель экономического счастья – такую же как в Америке, только социалистическую. Брежнев, несомненно, помнил Никсона как победителя в «выставочной войне» в Сокольниках. В интересах Брежнева было добиться такого исхода переговоров, чтобы Америка вела себя «потише», и чтобы оборона от нее обходилась несколько дешевле. По словам одного из архитекторов переговоров Киссинджера, его страна в то же самое время ощущала себя на грани гражданской войны, а у Никсона был твердый мандат на выход из вьетнамской ловушки.
Таким образом, обе стороны были заинтересованы в известной «разрядке», если только мы не станем забывать о том, что они намеревались использовать ее не только как передышку, но и как способ вырвать из противостоящей империи какие-то куски, интриговали – как США с Китаем или на Ближнем Востоке, или пытались противодействовать таким интригам – как Советский Союз.
Разрядку не стоит сводить к разоружению. Ее можно считать в той же мере и прологом к новому вооружению, подготовкой более выгодных геополитических конфигураций сил.
Это была сложная игра, далеко не все вовлеченные в нее игроки, как в Москве, так и в Вашингтоне, были в этой игре на высоте, или были полностью посвящены в ее конечные цели.
Об этом в пятницу, в 20:30 по скайпу.
Об авторе: Евгений Владимирович Милютин, российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Вы можете комментировать эту и другие мои статьи в группе любителей психоистории «Зеленая Лампа» в Фейсбук.
Journal information