милютин е. в.

Про общество, которого нет, и которое не является чем-то обязательным в истории

Почему общество не присоединилось к протестам?

Многие задают себе и друг другу этот легкий вопрос. На него давно уже дан и переведен на русский язык ответ, который можно прочитать в книге Уильяма Мак-Нила «Восхождение Запада». А то, что этот вопрос все же задается, свидетельствует о крайне низкой политической культуре населения, верхов и низов, власти и оппозиции, включая и политологов.

Общество не присоединилось к протестам потому, что общества в России нет.

Не зная этого, у нас подхватили западный термин «гражданское общество», как будто наличие у человека гражданства или отсутствие у него военного билета уже делает этого человека частью «общества».

Интуитивно-презрительное «на зарплате» гораздо ближе к классическому определению Мак-Нила, чем бесконечные интервью слишком растиражированных местных самоучек.

«Помимо уже существовавших храмовых общин или помещичьих хозяйств возникает менее однородное и сильно рассредоточенное географически «великое общество». Они могли самостоятельно принимать решения в небольшой, но важной области: качество, цена, ассортимент товаров. Каждый мог изменить свое поведение в соответствии с собственной выгодой».

Вот, что такое общество. Людей, способных принимать самостоятельные решения и менять поведение в соответствии с собственной выгодой, в России очень мало. Мак-Нил отнес к «великому обществу» древности только международных торговцев и только в Месопотамии, а не в Египте, где вся международная торговля была государственной.

Почему в России исторически не было общества – долгий разговор. Почему оно не сложилось и в постсоветское время, объяснить проще. Главной причиной следует считать недостаток денежного предложения со стороны государства. Если читатель знаком с долговой теорией денег, то читателю должно быть известно, что частные экономики не создают деньги. И, соответственно, «великое общество», состоящее из лиц свободных профессий, может возникнуть лишь в результате целенаправленной государственной эмиссии денег, достаточно щедрой, чтобы перепадало и тем, кто никому из корпоративных агентов не служит: ни богу, ни царю.

Отсутствие общества не является приговором.

Египтяне обходились вовсе без него, в Месопотамии оно составляло ничтожный процент населения, в царской России, стремившейся к очень быстрой модернизации, стало многочисленным феноменом, враждебным самой России. Ведь антирусскими настроениями были заражены даже русские по крови революционеры.

Сталинская модернизация осуществлялась людьми, которые были рады избавиться от кровавых общественников и которые сами были чем угодно, только не обществом.

Современный Запад, как замечательно показал Мак-Нил, общественное по сути явление. Однако, и на Западе большинство людей живет так, как они жили бы при Сталине или при Хаммурапи: вне общества.

Российские политические процессы, как мне представляется, не могут быть объяснены в рамках западной политологии, будь то марксизм или либерализм, так как соответствующие теории отталкиваются от общества как от аксиомы.

Но общество – еще не вся история.

Вместо обществоведческого анализа, нерелевантного российской истории, может быть предложена следующая схема, в которой синими стрелками показано движение потока истории, а красные стрелки означают текущий психоисторический конфликт.

Квадры психоистории_LI.jpg
Текущий конфликт, как отмечают наблюдатели, абсолютно безразличен примерно 90 – 91 % населения страны. Но было бы ошибкой думать, что всем этим людям безразлично их собственное положение или они не захотят его изменить. Почувствовав ослабление «схемы 1999», породившей конфликт 1-й и 3-й квадр, «старожилы» из числа силовиков недолго будут оставаться всего лишь опорой режима.

Но всё это слишком сложно для понимания революционеров и их визави.

И еще раз о курсе психоистории России.

Общие сведения
Психоистория как наука
Модуль 1. Древняя Русь или психоисторический кастинг
Модуль 2. От Москвы к России. Взгляд аттрактора в себя
Модуль 3. От Петра I до Пугачева. Плюсы и минусы российского западничества
Модуль 4. Россия как часть европейского концерта
Модуль 5. Падение самодержавия
Модуль 6. Октябрьская революция и диктатура Ленина
Модуль 7. Формирование технократического государства
Модуль 8. Советская власть в поисках мира и счастья
Отзывы участников курса

Чтобы прослушать этот курс в скайпе, пришлите мне личное сообщение.

orig.jpg
Об авторе
Евгений Владимирович Милютин (род. в 1965 г.) – российский историк, востоковед, получивший образование в Институте стран Азии и Африки при МГУ, Дипломатической академии МИД России, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies (США). Имеет ранг второго секретаря российской дипломатической службы. Писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное», изданной в 2017 г. в Германии. Журналист, пишущий на темы психоистории, постоянный автор газеты «Литературная Россия». Руководитель международного сообщества психоисториков «Зеленая Лампа».

Posts from This Journal by “психоистория” Tag

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 112
Buy for 200 tokens
Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies (США). Имею ранг…
о кроме ваших гипотез про общество ответов быть не может? Вам самому-то не смешно все ваши словеса читать? Почему общество не поддержало протест... А какой протест? против чего протест? кто протестует? Давно уже все вывернуто наизнанку и кишки у этих протестов торчат наружу. а общество не поддержало именно потому, что весь этот "протест" - чистая проплаченная профанация , направленная на уничтожение государства и самого общества. Нынче все меньше дураков, желающих за свой счет получить кровищу и войну на своей улице ради благоденствия олигархата. И это видно без очков, биноклей и прочих приспособлений. Общество-то как раз и есть, раз поддержало свое государство..)))
Вы рассказали о своей принадлежности к четвертой квадре.
Почему же мне должно быть смешно читать мои словеса? Ими все точно сказано.
Я себя и своих друзей отнес бы ко 2-й квадре. Но и 1-я и 4-я квадра нам не чужды. Так как большинство моих друзей за СССР2 по программе КПРФ и Грудинина. (До сих пор существуют процветающие колхозы в более суровых условиях, и понятно, что их руководители в экономике разбираются лучше, чем наше правительство.)
Беларусия и КНР как то привлекло 3-й квард для усиления и государства и народа и частичного их контроля.

Еще не знаком с термином "схема 1999", но частично догадываюсь, в которую видимо, входит запрет пересмотра итогов приватизации.
Надеюсь познакомиться с Вашими трудами.
Квадры дружат по горизонтали, конфликтуют по диагонали. Т.е. первая квадра вам действительно не чужая. Что касается четвертой, то вы ее вряд ли затащите в колхоз его строить. Вот кушать в нем - да. Тут есть семена конфликта. А третьей квадре вы должны транслировать идеи первой, доведенные вами до проектных решений. Это в теории! А на практике третья квадра 1) Вас слушать не хочет; 2) Вам нечего обрабатывать и транслировать, так как 1-я квадра не поставляет вам ценных идей. Ваши идеи из прошлого, это прошлое осело в 4-й квадре, вот и кажется, что она вам близка. Но это не те идеи, не идеи будущего.
Ни убавить, ни прибавить.
Как представитель первой квадры, я прекрасно понимаю, о чём Вы сказали гражданину из второй.
Но Вы сами себе противоречите прямо здесь, в статье выше:
1. 90% населения абсолютно чужды Ваши тезисы.
2. Предложение курса лекций по психоистории.
Сколько нужно времени и ресурсов, чтобы первая квадра в большей своей части запрониклась идеей психоистории?
У Гэри Сэлдона их было неизмеримо больше, чем у нас, и что?
Решение пришло с неожиданной стороны и самым необычайным образом, если Вы помните.
Читал как-то, что один "тихий американец" в ответ на вопрос русского собеседника: " и какие варианты?" ответил примерно так: "вы могли бы, но вы уже не успеете".
Нужно быть готовым к тому, что в ближайшие десятилетия (и это ещё позитивный прогноз) Ваша прекрасная концепция не даст практического результата.
Беда ещё и в том, что представители первой квадры зачастую не способны слышать и услышать друг друга, поскольку каждый варится в соку собственной "единственно верной и непогрешимой".
Остаётся уповать на милость Божью, которая пока ещё не покидала нашу землю, и быть готовыми принять с открытыми глазами то, что неизбежно.
Неизбежно и в рамках Вашей концепции, в том числе.

Edited at 2019-08-19 12:11 am (UTC)
Никому не нужно проникаться психоисторией. Это не идеология.
Это просто описание реальности.
90% населения чужды мои тезисы.
Всё верно. Им же чужды любые научные теории. Наука делается для ученых, а не для 90% населения.
С родной первой квадрой мои отношения не так уж безнадежны.
Что касается практических результатов психоистории, то их следует ожидать не от теории, а от практики. То есть не от первой квадры, а от второй.
Если вы почитаете отзывы о моем курсе, вы увидите, что есть и соответствующая практика.
"Наука делается для ученых"
Если учёные - первая квадра, а практики/строители - вторая, то с Ваших же слов получается, что Ваша наука практикам – никаким боком.
Или, всё-таки, наука именно для практиков должна быть руководством к действию?
И что же тогда "идеология", как не научная (или псевдонаучная) идея, овладевающая (или не овладевающая) массой/2й квадрой?
Когда, по-Вашему, идея психоистории (единственно верное и непогрешимое описание "просто реальности") овладеет массой квадры строителей настолько, насколько ими в своё время завладела идея коммунистической "просто реальности"?
Еще раз здравствуйте.
Квадры не являются профессиональными или социальными объединениями.
Люди, занимающиеся наукой, входят во все квадры.
Но в первой квадре возникают идеи. Во второй - проекты. В третьей продают товары и услуги (не беру политику, так как она к науке не имеет отношение). Например, Илон Маск это представитель третьей квадры. А большинство преподавателей всевозможных наук принадлежат к четвертой квадре. Это ведь безопасно, преподавать науки по программе министерства.
Психоистория "овладеет массами", когда пройдет свой путь до четвертой квадры и старичок-профессор скажет: "Когда я был очень молодым человеком, мне однажды довелось беседовать с самим Милютиным!" -:)