civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Categories:

Про общество, которого нет, и которое не является чем-то обязательным в истории

Почему общество не присоединилось к протестам?

Многие задают себе и друг другу этот легкий вопрос. На него давно уже дан и переведен на русский язык ответ, который можно прочитать в книге Уильяма Мак-Нила «Восхождение Запада». А то, что этот вопрос все же задается, свидетельствует о крайне низкой политической культуре населения, верхов и низов, власти и оппозиции, включая и политологов.

Общество не присоединилось к протестам потому, что общества в России нет.

Не зная этого, у нас подхватили западный термин «гражданское общество», как будто наличие у человека гражданства или отсутствие у него военного билета уже делает этого человека частью «общества».

Интуитивно-презрительное «на зарплате» гораздо ближе к классическому определению Мак-Нила, чем бесконечные интервью слишком растиражированных местных самоучек.

«Помимо уже существовавших храмовых общин или помещичьих хозяйств возникает менее однородное и сильно рассредоточенное географически «великое общество». Они могли самостоятельно принимать решения в небольшой, но важной области: качество, цена, ассортимент товаров. Каждый мог изменить свое поведение в соответствии с собственной выгодой».

Вот, что такое общество. Людей, способных принимать самостоятельные решения и менять поведение в соответствии с собственной выгодой, в России очень мало. Мак-Нил отнес к «великому обществу» древности только международных торговцев и только в Месопотамии, а не в Египте, где вся международная торговля была государственной.

Почему в России исторически не было общества – долгий разговор. Почему оно не сложилось и в постсоветское время, объяснить проще. Главной причиной следует считать недостаток денежного предложения со стороны государства. Если читатель знаком с долговой теорией денег, то читателю должно быть известно, что частные экономики не создают деньги. И, соответственно, «великое общество», состоящее из лиц свободных профессий, может возникнуть лишь в результате целенаправленной государственной эмиссии денег, достаточно щедрой, чтобы перепадало и тем, кто никому из корпоративных агентов не служит: ни богу, ни царю.

Отсутствие общества не является приговором.

Египтяне обходились вовсе без него, в Месопотамии оно составляло ничтожный процент населения, в царской России, стремившейся к очень быстрой модернизации, стало многочисленным феноменом, враждебным самой России. Ведь антирусскими настроениями были заражены даже русские по крови революционеры.

Сталинская модернизация осуществлялась людьми, которые были рады избавиться от кровавых общественников и которые сами были чем угодно, только не обществом.

Современный Запад, как замечательно показал Мак-Нил, общественное по сути явление. Однако, и на Западе большинство людей живет так, как они жили бы при Сталине или при Хаммурапи: вне общества.

Российские политические процессы, как мне представляется, не могут быть объяснены в рамках западной политологии, будь то марксизм или либерализм, так как соответствующие теории отталкиваются от общества как от аксиомы.

Но общество – еще не вся история.

Вместо обществоведческого анализа, нерелевантного российской истории, может быть предложена следующая схема, в которой синими стрелками показано движение потока истории, а красные стрелки означают текущий психоисторический конфликт.

Квадры психоистории_LI.jpg
Текущий конфликт, как отмечают наблюдатели, абсолютно безразличен примерно 90 – 91 % населения страны. Но было бы ошибкой думать, что всем этим людям безразлично их собственное положение или они не захотят его изменить. Почувствовав ослабление «схемы 1999», породившей конфликт 1-й и 3-й квадр, «старожилы» из числа силовиков недолго будут оставаться всего лишь опорой режима.

Но всё это слишком сложно для понимания революционеров и их визави.

И еще раз о курсе психоистории России.

Общие сведения
Психоистория как наука
Модуль 1. Древняя Русь или психоисторический кастинг
Модуль 2. От Москвы к России. Взгляд аттрактора в себя
Модуль 3. От Петра I до Пугачева. Плюсы и минусы российского западничества
Модуль 4. Россия как часть европейского концерта
Модуль 5. Падение самодержавия
Модуль 6. Октябрьская революция и диктатура Ленина
Модуль 7. Формирование технократического государства
Модуль 8. Советская власть в поисках мира и счастья
Отзывы участников курса

Чтобы прослушать этот курс в скайпе, пришлите мне личное сообщение.

orig.jpg
Об авторе
Евгений Владимирович Милютин (род. в 1965 г.) – российский историк, востоковед, получивший образование в Институте стран Азии и Африки при МГУ, Дипломатической академии МИД России, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies (США). Имеет ранг второго секретаря российской дипломатической службы. Писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное», изданной в 2017 г. в Германии. Журналист, пишущий на темы психоистории, постоянный автор газеты «Литературная Россия». Руководитель международного сообщества психоисториков «Зеленая Лампа».

Tags: психоистория
Subscribe

Posts from This Journal “психоистория” Tag

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments