civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Category:

Эмиль Мольт и Рудольф Штайнер. К 100-летию вальдорфского движения

69650206_2406408379573265_6049251940796203008_n.jpg
Ровно 100 лет назад, 7 сентября 1919 г., в немецком городе Штутгарт для детей рабочих табачной фабрики "Вальдорф - Астория" была открыта школа. По названию фабрики ее стали называть вальдорфской. Рудольф Штайнер, австрийский ученый, философ, основатель антропософского общества, занимался по просьбе хозяина фабрики, Эмиля Мольта, с рабочими искусством. Через некоторое время рабочие обратились к хозяину с вопросом, нельзя ли такие занятия организовать и для их детей? Эмиль Мольт задал вопрос Штайнеру.

Тот поинтересовался, сколько у фабриканта денег. Для того времени Мольт был очень состоятельным человеком, его состояние исчислялось золотыми(!) марками. Штайнер подумал и сказал: "На первое время хватит". По всей Германии начали отбирать педагогов. И с первого раза не смогли найти достаточного количества. Когда учителя были, наконец, найдены, Штайнер сам прочитал для них курс лекций (известный нам под названием "Общее учение о человеке") и провел практические занятия. Это было в августе. А в сентябре школа уже распахнула свои двери. Первые 8 классов, с 1-го по 8-й, начали учебный год. Штайнер сопровождал учительскую коллегию первые пять лет, постоянно приезжал в школу, участвовал в работе педагогической коллегии, читал для учителей курсы лекций по отдельным дисциплинам и методико - педагогические, выступал на публичных мероприятиях. За эти 5 лет была открыта еще школа, в Гамбурге, также при практическом участии Р. Штайнера.

Когда Эмиль Мольт понял, что деньги заканчиваются, он открыл двери школы для всех детей, продолжая платить за детей рабочих своей фабрики. Он в конце концов разорился, потому что школа требует постоянных и очень крупных вложений.

Многие учителя, работающие в вальдорфских школах, даже не слышали никогда имени Эмиль Мольт. Тем не менее, без жертвы, принесенной этим человеком, не было бы сейчас нашего вальдорфского движения. Любой идее для воплощения нужно материальное тело, куда она может войти. Эмиль Мольт предоставил возможность этому физическому, материальному телу сформироваться. Он не купил бараки и не поставил их на заднем дворе своей фабрики, чтобы дети рабочих там учились. Он купил то здание, на которое указал Штайнер. На фото - здание ресторана на Уландсхёэ в Штутгарте. Эмиль Мольт купил здание ресторана, на которое его хозяин поднял цену до небес, вместе с землей. Потому что воплощение должно произойти в правильном месте. Потому что идея должна не только воплотиться, но жить и развиваться. На этом месте теперь стоит комплекс зданий вальдорфской школы, института Вальдорфской педагогики, эвритмического семинара, семинара по подготовке священников для общин христиан, молодежного семинара. И мы видим сегодня, что педагогика не только прожила сто лет, но и стала всемирным движением. Во всем мире есть вальдорфские детские сады и вальдорфские школы, есть система семинаров (курсов и институтов), в которых проходят подготовку будущие воспитатели детских садов и учителя вальдорфских школ. И сегодня наблюдается новый всплеск интереса к вальдорфской педагогике. У родителей, у педагогов. Потому что вальдорфская школа - это школа, где есть ЖИЗНЬ!

С праздником!

Автор: Оксана Каплина, вальдорфский педагог, переводчица книг Р. Штайнера, и моя давняя соратница по "озерному" движению.


Tags: образование
Subscribe
promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments