По словам главы израильского МИД Исраэля Каца, это может быть "пакт о ненападении" с государствами Персидского залива. Отношения с богатыми арабскими странами у Израиля улучшились в середине 1990-х гг., когда были открыты диппредставительства в Омане и Катаре. Еще ранее были установлены дипломатические отношения с Египтом и Иорданией. Иорданская секретная служба, по слухам, негласно получила право на присутствие в Израиле.
Но этим все и ограничилось. Новая израильская инициатива активно педалирует тему Ирана. Уверен, успеха израильтянам это не принесет.
Дело в том, что исламские режимы очень не любят воевать между собой. Услуги Израиля в войне с Ираном - последнее, о чем мечтают в Эр-Рияде, например. За 15 лет, отданных изучению Юго-Восточной Азии, я наблюдал три войны, в которых участвовал Таиланд - мирная, по мнению посещающих её россиян, "страна улыбок" и массажных салонов. В пик нашего "владычества" в Паттайе казалось, что самые опасные в Таиланде люди - русские. Весьма наивное заблуждение. Нередки пограничные конфликты между Бирмой и Китаем. Воевали между собой Вьетнам и Камбоджа. Никто извне эти войны этим странам не навязывал.
А вот на Ближнем Востоке сложилась обратная ситуация. Арабы воевали не так уж мало, в арабских обществах развит армейский фетишизм, но, по большей части, это такая культурная показуха. В послевоенный период арабские государства воевали почти исключительно по инициативе европейских держав или США, и по мере их взросления в качестве суверенов такие "инициативы" извне все сложнее находят здесь отклик.
Поэтому союзнические потуги Израиля, готового напасть на Иран вместе с кем угодно, успеха в арабском мире иметь не будут.
С другой стороны, еще большее сотрудничество с Израилем означает еще большее влияние Ирана на палестинцев. Нужно ли это самому Израилю? Пожалуй, нет.
В качестве торгового партнера Израиль, пожалуй, арабам не интересен. И с этой точки зрения спешить с примирением незачем.
Journal information