civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Categories:

Шок от истории. Или Сун Цзы по-русски

История не просто говорит о том, что мы есть сейчас. Это не просто повествование. История и есть то, что мы есть. Не любить свою историю – всё равно, что не любить себя, отказаться от себя. Любит ли русский народ свою историю?

Нет, нисколько не любит.

«Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что-нибудь».
- Л.Н. Толстой, Война и мир

В романе Толстого представлены все классы общества, все возрасты, все темпераменты; энциклопедия русской жизни, включающая более 550 персонажей, впервые была опубликована в 1868 – 69 гг.

Оценка исторического шока, таким образом, относится ко второй половине XIX века.

Прошло менее ста лет и в верхах возник вопрос о Сталине как об историческом персонаже. Руководители страны взялись обсудить вопрос, можно ли на могиле Сталина поставить памятник. Простой вопрос для тех, кто понимает свою историю, кто понимает и себя.

Но в Политбюро этот простой вопрос вызвал ожесточенные споры, решение далось очень тяжело.

…ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит…

История представлялась людям эпохи Брежнева и ему самому чем-то, в чем очень трудно и опасно разбираться. Не друг, не бог, а угроза. Шок от истории сохранялся.

«Война – это Дао обмана», – сказал Сун Цзы.

Обмануть можно того, кто знает правду.

Русский народ не пытается узнать о себе правду, и, вследствие этого, ведет войну сам с собой.

Вот три неубиваемых приема этой войны с собой, или Сун Цзы по-русски:

Гнаться за ветром, оседлав черепаху. Можно выбрать какой-то эпизод прошлого – это и будет черепаха – и пытаться предсказывать будущее, исходя из этого эпизода. Хотя чаще с таких позиций критикуют настоящее. У русских есть три любимые черепахи: коммунизм, либерализм и они сами, некие настоящие русские. Знание узкой темы, подчас даже глубокое знание, создает иллюзию знания вообще, но это всего лишь иллюзия. Иллюзия опасная тем, что она закрывает от знатока широкий горизонт истории, заставляет подбирать факты таким образом, чтобы узкая щель, через которую «знаток» судить историю, и была для «знатока» широким горизонтом.

Родиться даосом. В этом случае изобретается собственная версия истории, где всё, конечно так, как хочет даос. И чего там только нет! Там многого нет. Например, там нет американцев на Луне. Вместо них есть заговор, но это уже будет третья ступень нелюбви к истории, переходящей в ненависть.

Словить даоса и натянуть его на круглый предмет. Иными словами, изобрести некую очень многослойную несуразицу. Например, что в подвалах Ватикана Ротшильды спрятали «Голубиную книгу». Прием не так прост, как кажется, если изо дня в день рассказывать это по телевизору.

Чупакабру видишь? А она есть!

Сун Цзы сказал:

Когда оружие притупилось, а дух угнетен, когда наши запасы израсходованы, тогда удельные князья поднимутся.
Иными словами, когда народ отказывается от собственной истории, его заставят выучить чужую.

Кое-кому это было ясно уже в XIX веке.

Бог бродяжных иноземцев,
К нам зашедших за порог,
Бог в особенности немцев,
Вот он, вот он русский бог.

Пётр Андреевич Вяземский
1828

orig.jpg
Об авторе
Евгений Владимирович Милютин (род. в 1965 г.) – российский историк, востоковед, получивший образование в Институте стран Азии и Африки при МГУ, Дипломатической академии МИД России, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies (США). Имеет ранг второго секретаря российской дипломатической службы. Писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное», изданной в 2017 г. в Германии. Журналист, пишущий на темы психоистории, постоянный автор газеты «Литературная Россия». Руководитель международного сообщества психоисториков «Зеленая Лампа».


Tags: зеленая лампа, психоистория
Subscribe

Posts from This Journal “психоистория” Tag

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments