civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Categories:

Страна мертвых Николая Рериха

c1854a48.jpg
Интересный человек, прекрасный художник Николай Рерих в качестве духовидца трижды широко шагнул мимо лодки.

В начале его творческих исканий мы увидим в нем барина, поклоняющегося русской истории и культуре.

При подготовке к дипломной работе Рерих писал: «В древней и самой Древней Руси много знаков культуры: наша древнейшая литература вовсе не так бедна, как её хотели представить западники». Открытие, сохранение и продолжение русской культуры на долгие годы стало его кредо.

С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Уже в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества. Он вел раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях, нашел погребальный комплекс Води в Петербургской губернии и неолитические стоянки на Валдае, в 1898—1903 годах был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии», редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии».

В качестве едва ли не самого активного в те годы реконструктора-почвенника и молодого таланта в живописи Рерих был благосклонно принят Л. Н. Толстым: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!» и также Иоанном Кронштадтским: «Не болей! Придётся для Родины много потрудиться». Рериха заметил влиятельный критик Владимир Стасов, его дипломная работа была приобретена галеристом Павлом Третьяковым.

И если недостаточно только этих имен, то назовем еще Игоря Грабаря и, конечно, его долгую, на всю жизнь дружбу с Марией Клавдиевной Тенишевой.

В ее замечательном Талашкине должна была из раскрытых археологом Рерихом «скреп» явиться новая николаевская Россия.

Усадьба_Талашкино_золотой_осенью.jpg
Над этой задачей трудился цвет художников серебряного века – Врубель, Бенуа, Коровин, Репин. Таким был первый шаг мимо лодки.

Вскоре России предстояло двинуться совсем иными путями, в том числе, и в культуре.

В дневниках Н. К. Рериха можно найти такие фразы: «…когда зовём изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего». «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Но сам он нисколько не преуспел в раскрытии будущего.

Художественной кульминацией почвеннического периода Н. К. Рериха, безусловно, стали заморские гости. Это видение той Руси, которой, возможно, никогда и не было. С такими пронзительными взглядами, с таким кукольными городками.

Nicholas_Roerich,_Guests_from_Overseas.jpg
«Заморские гости» - вымысел мастера, который все же кажется зрителю истиной. Эта картина, давшая школьной историографии наиболее тиражируемый образ Древней Руси, будто бы сошла со страниц тех пушкинских сказок, которые и автор, и зритель знают с детства.

Но будущего из этой сказки не получилось, его там не было, а Рерих, после недолгой революционной деятельности в качестве помощника М. Горького, напрочь забыл о сказочной России.

В Англии Н. К. придумал сказку о Востоке, а оказавшись в Америке, где его выставки имели большой успех, внезапно объявил себя посланцем гималайских махатм и главой ордена западных буддистов. «Огромные пустыни Центральной Азии когда-то были обитаемы миллионами людей и могут зацвести опять, вызвав наружу исчезнувшие реки». «Давайте управлять областью от Алтая до Гоби». Рерих в Азии еще не успел побывать, когда родился этот план, заинтересовавший как американских политиков и финансистов, так советских дипломатов – которые тоже на востоке не были, но верили человеку, «близко знакомому» с каким-то махатмой.

В декабре 1924 г. советский полпред в Берлине Н. Н. Крестинский отбил в Москву потрясающую телеграмму: «Спасение представляется идущим с Севера, намечаются даже даты: 1928 – 1931 гг. Тибетские ламы и гималайские махатмы проповедуют тождество идей коммунизма с учением Будды».

h-326.jpg
Недолгий роман с советской властью получил отражение и в живописи «западного буддиста».

В мечтах американских спонсоров Рериха «новая страна» была заполнена горнорудными концессиями, а его советские спонсоры представляли себе высеченные в Гималаях изваяния вождя мировой революции.

Но пустыни, видимо, не просто так являются пустынями. Предполагаемая территория «Канзаса», как называлась «новая страна» в переписке с американской администрацией, совпадает с китайским понятием «страны мертвых». Почти целиком, за исключением Монголии и Алтая, эти земли лежат в пределах границ современной КНР. Эта огромная территория представляет собой широкую полосу, отделяющую Китай от России на севере, Средней Азии на западе, Пакистана и Индии – на юго-западе.

На юге «страна мертвых» граничит с демографическими гигантами – Китаем и Индией, однако, Синьцзян и Тибет остаются наименее населенными районами мира. Это можно объяснить исключительно суровым климатом этих мест, представляющих собой огромную высокогорную пустыню. Но даже сравнительно благоприятные для жизни Алтай и Манчжурия веками скорее отпугивали, чем привлекали переселенцев.

При жизни Николая Рериха о китайской колонизации здесь напоминал только караванный путь чая, ведущий в Среднюю Азию. О достижениях докитайских цивилизаций – руины тангутского города Хара-Хото, обнаруженные экспедицией Петра Козлова в 1907 – 1909 гг. И, конечно, дворец далай-ламы в Лхасе.

Потала более чем какое-либо иное сооружение «страны мертвых» была способной ввести романтический ум в заблуждение относительно земного рая, если бы Потала не была запретным местом, как и Тибет в целом.

Причины скрываться от людских взоров у тибетских лам были самые прозаические.

2601163628.jpg
Потала возвышалась посреди земного ада.

Население Тибета из поколения в поколение находилось в долговом рабстве у монастырей. Китайцы после присоединения Тибета к КНР в 1951 году публиковали немало свидетельств о жестоком обращении лам с их рабами.

1519726504165412485.jpg
Отрубленные конечности, уши, ослепления, сдирание кожи с детей рабов были обычными наказаниями за провинности.

Таковы были реалии «страны мертвых», в которой Рерих издалека и не будучи посвященным в эти реалии разглядел прообраз счастливого будущего человечества.

Центральноазиатская экспедиция Рериха в 1923 – 1928 гг. и его сделала скептиком, по крайней мере, в отношении Тибета.

На поверку гималайские махатмы оказались обычными торгашами. С другой стороны, едва ли «главу западного ордена» в Тибете вообще приняли за буддиста. Высшая степень посвящения требует знания всего санскритского канона наизусть – об этом мне и другим студентам Института стран Азии и Африки рассказывал известный советский буддолог В. И. Корнев. Но Рерих не то, что не знал слова Будды. До приезда в Тибет он едва ли мог хотя бы видеть какие-либо тибетские тексты.

Тибет и Рерих взаимно друг другу не понравились, но бизнесмена-духовника это не остановило.

Чтобы ступить мимо лодки в третий раз, он в 1934 г. написал Ф. Рузвельту письмо следующего содержания.

«Великое государство возродится на Востоке. Это начало принесет то равновесие, которое столь неотложно необходимо для построения великого Будущего... Итак, наступило время реконструкции Востока... Союз народов Азии — решенное дело, союз племен и народов будет осуществляться постоянно, это будет нечто вроде Федерации стран. Монголия, Китай и Калмыкия создадут противовес Японии...».

Таким образом, Н. К. Рерих скромно пообещал президенту США некоторые территории СССР. И, по словам главы департамента сельского хозяйства Г. Э. Уоллеса, «президент очень заинтересовался письмом». Но скандал разразился, когда в Вашингтоне стало известно о контактах неугомонного «академика» также и с японцами. Американцы дезавуировали поддержку миссии, которая уже успела добраться до Маньчжурии, где Н. К. Рерих вступил в контакт с бывшими белогвардейцами через своего брата Владимира, в гражданскую служившего в армии Унгерна.

На время Рерихам даже удалось возглавить местное отделение РОВС. Однако после «маньчжурского инцидента» в США Николая Константиновича перестали воспринимать всерьез. В Москве тоже были возмущены попытками художника торговать советскими территориями, и дорога на родину всей семье оказалась закрытой вплоть до 1960-х гг. Что касается Японии и Китая, то судьбы этих стран сложились совершенно иначе, нежели предполагал Рерих, а пустыни так и остались пустынями.

Tags: искусство видения, история России
Subscribe

Posts from This Journal “искусство видения” Tag

  • Как мы играем в "Игру Престолов"

    А я ведь вас предупреждал! Всё о разгульной актерской жизни не-театра "Сам ты Чаплин" и о развитии игры престолов здесь:…

  • Секс - всему голова!

    Британское правительство инвестировало $221 тыс. в компанию Killing Kittens, организатора секс-вечеринок. Об этом сообщает…

  • Кастинг заканчивается через 7 дней.

    Друзья, мы набрали половину состава для "Игры Престолов". Вы во второй половине? Есть возрастные и молодежные роли. Роли в массовке и со словами,…

  • Роббины и Роберты! Серсеи и Сансы!

    Волки, львы, драконы, рыбы, водолеи, и все, все, все! Приглашаю принять участие в любительской театральной постановке по «Игре Престолов» в…

  • Не Ikea

    Представим себе, что в Древнем Египте произошла революция и в каждом крупном городе возникли пирамидостроительные СМУ. Это примерно то же самое, что…

  • Кевин Спейси устоял

    Хорошая новость для поклонников великого актера. С исполнителя главной роли в «Карточном Домике» теперь сняты все обвинения, которые ранее не…

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 115
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments