civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

ГЕГЕЛЬ 001.

Гегеля считают крайне сложным для понимания автором.
Переводить Гегеля на русский язык может только полиглот, но обязательно немец, причем немец старый, и, желательно, ссыльный как раз за философию.
Однако Шиллер и Гёте отказывались понимать даже устный немецкий язык, которым разговаривал экстраординарный профессор из Йены.
Наверняка именно от Гегеля идет неприятная традиция гуманитарных ученых изъясняться каким-то птичьим языком, когда усвоение средств выражения должно предшествовать пониманию содержания. Для Гегеля характерна выдуманная им самим лексика, иносказательное употребление привычных терминов, небрежные грамматические конструкции и сбивающее с толку повторение местоимений.
А с другой стороны – это удивительно яркий, красочный язык, где тяжелый абзац, описывающий в архаичных терминах предварительные замечания к вступлению в общее введение, вдруг прерывается метким афоризмом, смелым риторическим приемом, неизвестным прежде оттенком смысла. И тогда обыденное становится загадкой, привычное – сводящим с ума откровением, а лекция – мистерией.
Чтобы принять Гегеля как философа, необходимо принять его как драматурга и мистика. Цель его педагогики не в разъяснении феноменов духа, а превращении слушателей в феномены такого рода.
Чтобы понять ворону, ты должен стать вороной.
Как пишет комментатор Ю. Селиванов,
…нам предстоит пережить драму вещи… наделенной сознанием, к которой мы даже можем испытывать симпатию, чтобы затем пережить трагедию ее разрушения.
Ближе к концу занятия студентам предстоит также пережить становление себя в качестве умирающего на кресте Бога, а спор Иисуса и Пилата им предлагается вести за обоих.

«История философии не показывает ни постоянства простого содержания, к которому ничего больше не добавляется, ни только течения спокойного присоединения новых сокровищ к уже приобретенным раньше, а обнаруживается, видимо, скорее как зрелище лишь всегда возобновляющихся изменений целого, которые в конечном результате уже больше не имеют своей общей связью даже единую цель; напротив, исчезает сам абстрактный предмет, разумное познание, и здание науки должно, наконец, конкурировать с оставшимся пустым местом и делить с ним превратившееся в ничего не означающий звук название философии». – Гегель
Tags: Гегель, философия
Subscribe
promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments