civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

УНИВЕРСИТЕТ и ГОСУДАРСТВО: кредит доверия

Оригинал взят у civil_disput в УНИВЕРСИТЕТ и ГОСУДАРСТВО: кредит доверия
Как я уже говорил во время наших первых двух встреч, культура оказалась падчерицей Модерна. Влияние Церкви снизилось, в ряде случаев, почти до нулевой отметки, а университеты из трансляторов культуры превратились в трансляторы точного знания. Это с одной стороны.

С другой стороны, следует отметить, что «культура» как явление была открытием Модерна. В Средневековье понятие «культуры» в сознании людей отсутствовало. Церковь и Университет, которые на деле формировали именно культуру, понимали свою миссию иначе. С субъективной точки зрения эти институты могли видеть в себе учителей веры или учителей жизни.

Еще в 30-х гг. прошлого века философ Ортега-и-Гассет, для которого очень характерно внимание к феномену культуры, называет этот феномен «жизнью». Его философия в этой связи получила название «жизненного рационализма», а не «культурного рационализма», как было бы точнее сказать с позиций науки сегодняшнего дня.

С пониманием феномена «культуры» связаны первые шаги социологии. Поскольку эти шаги были первыми, многие социологические концепции оказались с позиций дня сегодняшнего неудачными. Однако до начала 90-х гг. прошлого века неудачные опыты социологии относительно культуры формировали мейнстрим научного и околонаучного мышления, включая государственное мышление.

Вот почему следует сказать об этих шагах подробно.
Стержнем современной социологии остается идея о том, что неформальные связи и ценности традиционных обществ естественным и неизбежным образом заменяются формальными нормами и контрактами индустриального общества.
Впервые эту идею высказал Фердинанд Тённис в работе «Общность и общество» в 1887 г.

В таком понимании «культура» низводится с прежнего пьедестала закона божья и представляется чем-то либо стихийно возникающим в традиционных общинах, либо результатом сознательной деятельности людей науки, государства и искусства в индустриальном обществе.

В таком понимании культуры из нее удаляется моральное измерение. Например, прекрасной заменой чувству долга или морали видятся трудовые контракты, соответствующие государственному закону, которые могут быть прекращены также в соответствии с законом. В контрактной «культуре» не может быть никаких обязательств за рамками контракта.

В 1933 году, нацисты, придя к власти, прервали контрактные отношения Фердинанда Тённиса с университетом города Киля, где он преподавал, хотя вышел на пенсию еще в 1916 г.
У меня нет данных о том, что, какие чувства испытывал престарелый профессор, проработавший в одном учебном заведении всю жизнь, который долго и трудно выслуживал свое научное звание – титул полного профессора он получил лишь в 63 года. Три года после отставки он еще прожил, возможно, это были годы сомнений.

Строго говоря, нацисты поступили так, как это предписывает теория самого Тённиса. Государство ведь может быть любым, в том числе и нацистским. И законы, и контракты можно написать по-разному. И культура, и искусство также могут быть чем угодно, в том числе, руководствоваться идеями национал-социализма или формироваться под влиянием таких идей.
Говорить же о неких аксиоматичных моральных обязательствах невозможно, поскольку мораль не дана в аксиоме.

«Я думаю, их <учёных> сожгли на костре»
- мнение школьника об ученых

Для ЖЖ, к сожалению, всё. Полный текст доступен участникам семинара.

Tags: университет и государство
Subscribe
promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments