civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

УНИВЕРСИТЕТ И ГОСУДАРСТВО: ГОД, КОГДА РОДИЛСЯ ГЕГЕЛЬ

вихрь

тезисы лекции 26 февраля

С позиции дня сегодняшнего учение Гегеля представляется величайшим достижением философии, но это учение оказалось непрочитанным именно теми, кому оно было адресовано: элитой Государства и Университета.
[Но и в Германии] «дельные умы обратились к практическим занятиям, а плоские и поверхностные завладели ареной философии… с того времени, как в Германии впервые зародилась философия, никогда так плохо не обстояло с этой наукой, как именно в наше время». Эта оценка Гегелем современного ему состояния философского просвещения остается верной и сегодня.
С самого начала этого курса я говорил о Государстве и Университете, стремящихся к точности, как о «научных», беря это слово в кавычки. Теперь без кавычек можно сказать, что это всего лишь рассудочная точность. Точность «от сих до сих», которой, по мере взросления Государства и Университета, в круге их зрения обнаруживается все меньше.
В широкие пределы рассудочного мышления легко помещается все наше «народное»: предрассудки, приметы, обряды, мифы. Практические занятия, такие как любой бизнес и «власть» особенно в ее российском понимании, также существуют на уровне рассудочного мышления. Большая часть теоретического мышления, – будь то в форме религии, искусства и науки, также не выходит за рамки рассудка.
Наука о мышлении более высокого уровня пока доступна только в новейших разделах математики или в философии Гегеля; философии, однако, непрочитанной.
Различие рассудочного и разумного типов мышления особенно ярко проявляется в способности к прогнозированию и теоретизированию действительности.
Рассудок опирается на известные из опыта факты, но не может сказать ничего ценного и верного о новом, неизвестном, не имеющемся в опыте.
С другой стороны, разум опирается на научную систему, в основе которой лежит априорная истина о мышлении. Поэтому разуму не обязательно нужен опыт для предсказания будущего. Предсказание берется из понимания исходной априорной истины. Подобно тому, как из теоремы Пифагора можно предсказать теорему Ферма, ничего не зная о Ферма, зная только математику.
Философия как наука переживает периодически инфляционные периоды, а в другие моменты времени «схлопывается» в точку сингулярности.
Из точки сингулярности, в которой философия и наука оказались после Декарта, берут начало два пути инфляционного расширения.
Первое: можно в дальнейшем принимать во внимание только опыт мышления, но само мышление оставить без рассмотрения: в чем его суть, какие формы оно принимает, откуда взялось, какую цель преследует. Все это можно отбросить и просто приравнять мышление к опыту мышления. По этому пути с радостью устремились естественные науки и, в целом, европейские Университет и Государство. Можно назвать этот процесс инфляцией вширь.
Второе: можно, напротив, оставить без рассмотрения опыт и заняться мышлением как таковым: в чем его суть, какие формы оно принимает, откуда взялось, какую цель преследует. Поначалу это был путь одиночек и почти исключительно философов, которых я уже называл – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Можно в эту группу отчаянных «маргиналов» добавить также Паскаля и Лейбница. Их попытки изучить мышление как таковое можно назвать инфляцией вглубь.
Последствия пренебрежения философской основой науки 1) и управления 2) быстрее обнаружились в последней области.
«Этот новый варвар, в принципе, профессионал, знающий гораздо больше, чем когда-либо прежде, но он — инженер, врач, адвокат, ученый — также и гораздо более бескультурен». – Хосе Ортега-и-Гассет, Миссия Университета
.
Новая европейская философия долго не могла найти теоретических средств борьбы с этой опасностью.
Перед второй философией стояли не только философские задачи, а именно Гегель понимал их максимально широко.
Требовалось в целом навести порядок в Университете и Государстве: науке дать теоретическую основу для системных и междисциплинарных исследований, государству – новую идею позитивного качественного отбора в элиту, а саму эту элиту заново обучить элитарному мышлению.
Tags: Гегель, университет и государство
Subscribe

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments