civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Categories:

НЕОБХОДИМАЯ РОСКОШЬ ФИЛОСОФИИ

вкремле

Философия как красивая женщина, дорогое вино или хорошая книга не нужна нам каждый день. Однако перспектива всю жизнь обходиться без чувственной красоты, вина или книг делает и каждый прожитый день бессмысленным.
Философия возникла в тот момент, когда греки открыли Космос, то есть порядок вещей и каждую вещь стали соотносить с этим Порядком, а тот круг людей, который прежде занимался орфической или вакхической предсказательной магией, превратился в философскую школу.
Знаменитое «Познай самого себя» было начертано в храме Аполлона в Дельфах – в святилище предсказательной магии. Объясняя согражданам причины своего интереса к философии в народном собрании, Сократ ссылается на поручение «бога, который в Дельфах».
Связь философии и магии слишком существенна, чтобы ее можно было обойти стороной. Греческая «алетейя» имела иные коннотации, нежели ее современный русский перевод «истина». Истина сегодня – это синоним правды, достоверности, того, чему можно верить.
Но понятие «алетейя» синонимично также нашим словам «открытие», «вспоминание» и теснее связано с магией.
Летэ – корень слова, представляет собой название Реки Забвения. Русское выражение «кануло в Лету» помнит это слово. Река Забвения скрывает, утаивает, делает невидимым для зрения. Алетейя – противоположность утаиванию, то есть раскрытие того, что по воле богов стало невидимым. Но как можно увидеть невидимое?
При помощи ума, невидимое видят умом, отсюда и древнейшее название философии – умозрение, зрение при помощи ума.
Греческие маги обнаружили, что умом можно видеть многие вещи, недоступные зрению. Например, глаза видят красивую женщину, но только ум способен обнаружить, что такое красота, увидеть алетейю красоты, как сказали бы греки. Язык воспринимает вкус вина, но только ум способен увидеть алетейю вкуса. Слух воспринимает звуки музыки, а ум складывает их в алетейю гармонии.
Для людей, воспринимавших мир лишь своим умом и глазами, греки знали о мире довольно много такого, что лишь недавно вновь открыла наша цивилизация, вооруженная различными приборами и машинами. Например, они понимали математическую природу музыки и полагали, что Космос управляется созвучиями, с этим выводом согласна и новейшая космологическая теория струн. Мысль Платона о том, что «цвет есть истечение от формы, соразмерное зрению и воспринимаемое им», возможно, не то же самое, что теория электромагнитных волн, но, с другой стороны, ей не противоречит.
Вспомним здесь же и о том, что «механика», «оптика», «пневматика» и «автоматика» - не просто слова греческого происхождения, но названия конкретных наук или трактатов, написанных греческими философами.
Умозрение Платона позволило ему создать теорию общества, верно описывающую гештальт человека не только применительно к прошлому, но и к настоящему. Мы живем не так, как в Афинах 2500 лет назад, но и в нашем общежитии нет ничего такого, что Платон не объяснил бы в «Государстве» еще 2500 лет назад. В устройстве будущей, то есть нашей жизни для него тайн не было, но для нас, безусловно, является тайной, откуда ему об этом было известно.
Магия или философия? И что конкретно магического есть в философии?
Это должно быть нечто в высшей степени нетривиальное, волшебное…
Такой раздел в философии действительно существует. Это метафизика, учение о первоосновах. Само учение, впрочем, складывается из довольно простых шагов, но выводы, к которым они приводят, граничат с магией и, если отбросить научную политкорректность, в сущности, и являются ее новейшим воплощением.
Я люблю приводить такой пример: «Человека сфотографировать можно, а друга – нельзя». Как же так, нельзя? Ведь и Фейсбук сплошь состоит из фотографий нас и наших друзей?
Если мы отбросим шаблоны типа «фотография друга», «фотография меня и друзей», то мы увидим, что собственно понятие «дружбы» на этих снимках отсутствует, что они показывают лишь людей, а статус «друзей» им присваивает наше мышление.
Зрение видит людей, умо-зрение видит в этих людях «друзей».
«Дружба» не есть категория человека, а категория мысли о человеке.
То же можно сказать и о понятии «красоты». Вещи или природа не красивы или безобразны сами по себе, такие статусы им присваивает наше мышление.
То же самое относится к понятиям «любви», «семьи», «общества», «народа» или «государства». Можно сфотографировать или видеть зрением любовников, семейную пару, общественного или государственного деятеля, можно видеть или исполнять народный танец, но понятия, названные выше, доступны нам лишь как мысли.
Означает ли это, что они иллюзорны? Одна дама, с которой мне доводилось беседовать на эту тему, известный психолог, имеющая богатую частную практику, после первого занятия пришла именно к такому выводу.
Но следующий шаг метафизики приводит к иному заключению. Понятие «семьи» дано мышлению прежде, а лишь потом возникает «семейная пара», статус «друга» должен необходимо предшествовать в мысли тому, чтобы появился «друг Вася», понятие «государственности» не выводится из бытия конкретного государства, а предшествует ему, да и любая вещь, от гончарного круга до радиотелескопа возникает прежде в форме мысли, как «замысел».
Философы заметили и еще одно важное различие между понятиями и явлениями: понятия «дружба», «любовь», «семья» представляются мышлению бесконечными, в то время как «друзья во дворе», «моя любовь в восьмом классе» или «семья Петровых» есть явления конечные.
Метафизика делает новый шаг и утверждает, что мышление (категория безграничная) есть деятельность, создающая конечные статусы явлений.
Вот зачем нужна рыбалка и прочие народные забавы!
Мышление, таким образом, творит конечный мир: друзей «в реале», семейные пары, любовь в восьмом классе, и весь остальной Космос.
И тут, внезапно и без предупреждения, мы подходим к «трещине между мирами», к метафизической границе.
Многим из нас представляются удобными шаблоны вроде «мышление есть процесс в коре головного мозга» и ничего более. Заучил, сдал, и забыл.
Шаблон есть мантра, повторяя которую, люди стремятся усыпить мышление, избежать риска «алетейи». Не в том ли смысл и тайное назначение Реки Забвения, чтобы не будить то, что находится под асфальтом?
Разбуженное мышление, лишенное спасительных шаблонов, например, может открыть, что процессы в коре головного мозга имеют ту же природу, что и процессы в проводах линий электропередач, но провода не придумывают новых теорем – следовательно, под асфальтом очевидности скрывается нечто загадочное и пугающее.
Можно задать шаблонному мышлению и другой, еще более коварный вопрос: существовала ли теорема Ферма до самого Ферма? Если мы исходим из объективной природы математики, то мы вынуждены признать, что она и до Ферма уже существовала, хотя и не как «алетейя», не как «открытие».
Если эта теорема уже существовала, то как, в какой форме? Не в форме ли мысли, хотя и без носителя мысли?
Предположение о том, что мысль не нуждается в носителе, что она сама по себе реальна, и есть тот рубеж, который отделяет очевидность от философской магии.
Когда мы переходим этот рубеж, мы тем самым признаем, что и наше «Я» также есть мысль.
Но является ли эта мысль нашей?
За рубежом метафизики мы оказываемся в мире, где нет ничего очевидного и там можно обнаружить нечто вроде шкафа, куда многие люди, спокойствия ради, предпочитают не заглядывать.
То, что мои мысли не обязательно нуждаются в моем существовании, а, возможно, они и вовсе не мои – это вовсе не то, чем стоит делиться с психиатром, однако, такой вывод безупречно логичен. Это-то и пугает.
Отказ от такого знания, однако, покупается погружением в Лету: мы просто забываем о том, что мышление есть деятельность, а любая деятельность – не то, что она есть, а то, чем она становится.
Мышление нельзя положить на полку и запереть на ключ – вот это как раз убедительно доказала теория неврозов Фрейда, тоже, к сожалению, логичная.
Отказывая себе в пугающем знании, мы как бы говорим: «мое мышление ставит на этом точку. Деятельность прекратилась. Я уже ничего не узнаю нового».
Но от того, что мы попытаемся сопротивляться своей другой реальности, она не прекратится и напомнит о себе – раньше или позже.
Узнавать что-то новое каждый день, возможно и не нужно, но жить в ожидании того, что в жизни или в мысли ничего нового и не предвидится – не делает ли это каждый день бессмысленным?
Tags: зеленая лампа
Subscribe

Posts from This Journal “зеленая лампа” Tag

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments