civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Categories:

РАССУДОК И РАЗУМ, КОНЕЧНОЕ И БЕСКОНЕЧНОЕ

нагуаль


Ученый тех времен казался глухим эмоционально; обогащенный эмоциями художник — невежественным до слепоты. И между этими крайностями обыкновенный человек … предоставленный самому себе, не дисциплинированный воспитанием, болезненный, теряющий веру в себя и людей и находящийся на грани нервного надлома, метался от одной нелепости к другой в своей короткой жизни, зависевшей от множества случайностей.
Самым ужасным казалось отсутствие ясной цели и жажды познания мира у очень многих людей, без интереса глядевших в темное, не обещавшее никаких существенных изменений будущее с его неизбежным концом — смертью. – Иван Ефремов, «Час Быка».

Отсутствие интереса к изменениям и даже страх перед будущим означает удовлетворенность конечным. Формы, цвета, меры и другие свойства вещей конечны. Конечны продолжительность суток, размер Земли, формула расчета налога и зарплата Петрова. Ту часть нашего ума или когнитивной способности, которую мы используем для постижения конечного, Гегель назвал рассудком. Рассудок есть всего лишь способность к наблюдению и запоминанию, которую человек унаследовал от животных, и за миллионы лет тяжких усилий немного формализовал и развил при помощи знаковых систем.
Наука и искусство есть ни что иное, как системы правил и методов постижения … конечного. Продолжительности суток, зарплаты Петрова, или интенсивности его оргазма.
Прошу прощения за натурализм, но мне показалось важным подчеркнуть биологически обусловленную природу рассудка. Конечны потребности в пище, размножении, жилище, отдыхе, отсюда и конечность рассудка ученых и поэтов, бьющихся в невидимых сетях повседневных банальностей.
Как справедливо заметил Ефремов в своем романе, наука и искусство не способны дать мятущемуся обывателю ни веры, ни дисциплины, ни интереса к жизни, за исключением тех ее аспектов, которые включены в конечные коммерческие планы: в пять лет купить ей «Барби», рекомендованную каталогом, в 7 вывезти по определенному маршруту в Испанию, в 16 натаскать на известный перечень вопросов ЕГЭ, и т.д. в русле четко расписанного тайм-менеджмента для коротко живущих индивидов (КЖИ) инфернальной планеты Торманс, рожденной фантазией писателя.
Итак, у нас есть рассудок для ментального или физиологического потребления конечного и, в целом, кратковременной ориентации в конечном мире, а что же тогда бесконечное и с чем оно соотносится в человеке?

Он очертил рукой середину стола.
- Мы можем сказать, что тональ как поверхность этого стола, остров, и на
этом острове мы имеем все. Этот остров – фактически весь наш мир. Есть личные тонали для каждого из нас и есть коллективный тональ для всех нас в любое данное время, который мы можем назвать тоналем времени.
Он показал на ряд столов в ресторане.
- Взгляни, все столы одинаковы, на каждом из них есть одни и те же предметы… Можно сказать, что тональ времени это то, что делает нас похожими, как похожи все столы в ресторане. В то же время каждый стол существует сам по себе, как и личный тональ каждого из нас. Однако следует помнить очень важную вещь: все, что мы знаем о нас самих и о нашем мире, находится на острове тоналя.
- Если тональ это все, что мы знаем о нас и нашем мире, что же такое
нагуаль?
- Нагуаль - это та часть нас, с которой мы вообще не имеем никакого дела. Нагуаль - это та часть нас, для которой нет описания - ни слов, ни названий, ни чувств, ни знаний.
- Нагуаль – там, - сказал он. – Там, вокруг острова.

Карлос Кастанеда вкладывает в уста учителя поэтическое описание того, о чем у Гегеля сказано проще, но скучнее.
Есть некая вещь, например, карандаш. Как вещь, лежащая на столе (тональ), карандаш равен карандашу. А есть А. Закон тождества.
Настоящая магия философии начинается, когда мы убираем вещь со стола и начинаем мыслить об этой вещи, бродя вокруг острова нашего тоналя.
Скажем, А – это «понятие» карандаша, мысленный карандаш или карандаш как мысль.
Б – определение этой мысли: карандаш это...
Наше суждение строится по схеме: А – это Б (т.е. не-А).
Что же получается? А получается, что как мысль карандаш перестает быть конечной вещью и становится бесконечным явлением.
Ту часть нашего ума или когнитивной способности, которую мы используем для постижения бесконечного, Гегель назвал разумом.
Разум и сам представляет собой нечто бесконечное, воплощенное в мысли. Любая, даже простейшая мысль всегда только строится, о ней ничего нельзя утверждать определенного, кроме того, что она «не-А».
Карандаш это … вещь, потерянная недавно, то, что надо заточить, предмет для рисования, Человек и Клоун … набор определений бесконечен.
Мне неизвестно заранее, что есть «карандаш», поскольку он как мысль становится тем то и тем то по мере того, как я о нем думаю.
Карандаш возникает вследствие мысли о нем – не магия?
Я могу изменить, что угодно, думая о чем угодно, бросив остров, блуждая в туманном мире нагуаля.

Если же я обладаю достаточной волей для удержания моих находок, когда я из мира магии и философии вернусь в тональ, в этом новом конечном мире на одну вещь станет больше.

матрицагегеля

Tags: Гегель, философия
Subscribe
promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments