civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Categories:

МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА

одноклассницы
одноклассницы
В этом году исполнилось 84 года знаменитой лекции испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, прочитанной им перед участниками Федерации студентов Мадрида 9 октября 1930 года.
«Так не настал ли момент, когда к старому воодушевлению мы прибавим новорожденную веру? Я должен ответить категорически: нет, пока еще нет».
Комментируя идеи реформы испанского университета, сводившиеся к копированию более передовых практик Германии и Великобритании, Гассет говорит о том, что испанский университет, перестроенный на английский или немецкий лад, не произведет английскую или немецкую науку.

«главное заблуждение, которое надо искоренить в умах; оно состоит в том предположении, что нации являются великими, потому что их школа — начальная, средняя или высшая — находится на высоком уровне. Это пережиток благостного «идеализма» прошлого века…
даже если английское среднее образование и немецкий университет совершенны, их все же невозможно перенять, поскольку они являются только одной из частей целого. Их путали с тем, что в них было от силы английской жизни и немецкого мышления. Однако невозможно перенести сюда ни английскую жизнь, ни немецкое мышление…»

В исторической жизни народов резко контрастируют два состояния: 1) пошлости, распущенности, безответственности, равнодушия; 2) уважения к себе, ответственности, страстности, свершения.

В первом случае народ может долгое время жить скучной безыдейной и безынициативной жизнью, какие бы возможности перед ним не открывались, в частности, системой образования.
Во втором случае прежде дремавшее общество внезапно скачком преодолевает гигантские расстояния, за годы совершая то, чего предки не могли совершить за столетия.

Тот университет, который знал Гассет, и который знаем мы, дает возможность человеку выучиться на специалиста в каком-то деле, но никакое дело не отвечает за то, что этот человек будет в форме или не будет в форме, будет знать как ему жить, зачем ему жить, или, напротив, превратится в равнодушного циника.

Между тем, именно такие человеческие качества (быть пошлым или не быть пошлым, быть в спортивной форме, или вести беспорядочное хаотическое существование), отвечающие за подготовку к жизни, а не за подготовку к делу, в конечном счете, определяют успех каждого конкретного человека и целых народов в любых делах.

Мысль Гассета состоит в том, что современная система образования утратила то качество, которое было в Университетах Средневековой Европы: подготовку к жизни, настройку на жизнь, формулирование правил жизни.

Одной из наиболее популярных специальностей является профессия юриста. Надо думать, что университеты, которые давно и много занимаются подготовкой таких специалистов, с каждым годом готовят их все лучше и лучше.

«Между тем, государство поступает подло в отношении своих граждан, нередко позволяя им не подчиняться законам, или, наоборот, мошеннически применяя свои законы, чтобы с их помощью обмануть гражданина… все это настолько тривиально, настолько глупо, настолько обыденно, настолько невыгодно самой публичной власти, что стыдно называть подобное преступлением, так как хотя юридически это преступление, но психологически, как историческая реальность, оно не является таковым. Преступление — это нечто сильное, чудовищное и, в этом смысле, достойное уважения; здесь же — не преступление, а нечто меньшее, это пошлость, отсутствие у публичной власти малейшего декорума, уважения к себе, порядочности при осуществлении своей особо деликатной функции».

Университет, вкладывая все свои силы в воспроизводство делового аспекта социума, на выходе все равно получает пошляка, которому неизвестны коммунальные смыслы и аспекты его деятельности.
Мы получаем, например, юриста, который будет мастерски отстаивать требования закона, когда это ему (или государству) выгодно, или мастерски их нарушать – когда выгода лежит в иной плоскости.
Пошлость общественного мышления (в целом, а не только у юристов) разрушает и останавливает любые проекты и усилия развития, медленно, но верно, разрушая и само общество как структуру, – люди бегут из худшей коммунальности в лучшую, свидетельством чему в России стало массовое изучение английского языка, этот вид знания среднестатистическим студентом рассматривается чуть ли не как единственный полезный предмет.

Идея переложить ответственность за формирование и трансляцию идей коммунальности в социуме с Университета на кого-то еще (Церковь, Государство, Семью, иностранцев) представляет собой разновидность веры в чудо, поскольку любые потенциальные агенты такой функции также представляют собой продукты университета.

Мы не можем рассчитывать, что священник или чиновник сами собой произведут правила коммунальности, поскольку они в момент формирования своего мышления были воспитанниками Университета, где им привили лишь деловой аспект. Чудес, следовательно, от них ждать не стоит.
«В сравнении со средневековым современный университет почти полностью отказывается от преподавания или передачи культуры, невероятно усложняя профессиональное образование, которое является его зародышем, и расширяя исследовательскую деятельность.
Причиной катастрофичности современной европейской ситуации является то, что английский врач, французский врач, немецкий врач бескультурны, у них нет жизненной системы представлений о мире и человеке, соответствующей времени. Этот средний человек — новый варвар, отставший от своей эпохи, архаичный и примитивный по сравнению с ужасающим настоящим и его проблемами. Этот новый варвар, в принципе, профессионал, знающий гораздо больше, чем когда-либо прежде, но он — инженер, врач, адвокат, ученый — также и гораздо более бескультурен».
«С лягушкой из колодца не толкуй о море — ее предел лишь скважина. С букашкой не толкуй о зиме — она знает лишь свое время года. С ограниченным человеком не толкуй о пути — он связан тем, чему его обучили».
Чжуан Цзы, китайский чиновник, литератор и педагог IV в. до н.э.
Учить человека делу, в этом случае может хватить и опыта. Но учить жизни – значит учить пути, образу будущего.
В какой мере современный Университет осознает необходимость такой своей миссии, в какой мере он сам владеет образом коммунального аспекта будущего, и в какой мере способен к его трансляции?
Таковы три вопросы, которые мне хотелось бы вынести на ваше обсуждение.
Tags: зеленая лампа, университет и государство
Subscribe

  • Озеро. И мы на озере

    В этом году вернулись к температурной норме, характерной для героического начала. Озеро, похожее на море. Море нашего детства.

  • Ну, началось!

    Особенно завидую тем, для кого в первый раз! Так это происходит каждый год, в середине июля, в одном хорошем месте. "Ни парламент, ни…

  • Влажные мечты насчет авианосцев

    Видео для привлечения внимания. И ностальгии ради прогулочных впечатлений в Перл-Харборе. И все же я оставлю это тут, поскольку потопить…

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments