
В период холодной войны так назывались государства, не входившие в военно-политические блоки, лидерами которых были Советский Союз и США.
Например … сейчас это покажется неожиданностью… Китай. Китайская Народная Республика не входила в социалистический лагерь, поскольку один лидер там уже был, а на вторые роли Китай не соглашался. Но коммунистический Китай не тяготел и к лагерю США, и даже вел с капсистемой свою особую войну. Вот только собственной международной системы у Китая в те годы не было, если не считать отчасти признававших китайское лидерство Сев. Кореи и Албании.
Индия также не присоединилась ни к одному из лагерей, хотя ее зазывали в оба в качестве противовеса Китаю.
Или Югославия – балканский гигант, остававшийся в стороне от социалистического содружества, но не ставший и частью Запада.
Или Индонезия – выбравшая капиталистический путь развития, как и Индия, но не пожелавшая стать вассалом США.
На самом деле, оба ведущих между собой холодную войну блока, как раз и состояли из вассалов, следовавших за двумя гегемонами мирового порядка. А в движении неприсоединения тон задавали страны, недостаточно крупные или развитые, чтобы претендовать на гегемонию, но слишком крупные, развитые или удаленные от гегемонов, чтобы стать их вассалами.
После поражения СССР в холодной войне мир стал т.н. «многополярным» по российской версии или «американским» – по американской.
Казалось бы, движение неприсоединения потеряло всякий смысл. Соцлагеря уже нет, в клуб западных держав, скажем, ту же Индонезию никто не собирался звать, неприсоединившиеся страны утратили способность играть на идеологических противоречиях и вместо этого стали интегрироваться по региональному принципу. Получилось это только у маленьких азиатских тигров, ставших АСЕАН.
Но прежние лидеры ДН – КНР и Индия, все еще были слишком крупными, чтобы их захотела позвать к себе товарищи мелюзга, и слишком великими, чтобы их поглотил Запад.
На самом деле, вместо поглощения и, во многом, вследствие таких попыток, КНР и Индия предпочли забыть старую вражду и сформировали прокси-союз через Россию.
Сколько лет существует этот союз – вопрос сам по себе интересный. Я склонен думать, что подходы к нему искались давно, как минимум, последние лет десять.
Но самой большой неожиданностью стал переход в категорию «неприсоединившихся» стран лидера Европы – Германии. И это очень свежая неожиданность.
У Германии есть в этом два последовательных сторонника в Европе – Чехия и Венгрия, которые иногда забегают вперед нее.
И, конечно, Франция внимательно наблюдает за этой странной игрой. Франция, присоединившаяся к НАТО добровольно (точнее, в силу финансовой зависимости от Вашингтона), но что она делает в НАТО -?, карикатурный «победитель» во 2 мировой войне и такая же «великая» держава, наверно, испытывает смешанные чувства.
Не исключено, что неестественность ее положения заставит Францию выбрать, если не путь евроКитая – маловато королевство, то путь европейской Индии.
В сухом осадке: Мы видим на руинах прежнего ДН новый прокси-союз Китая и Индии через Россию. Причем, более странного межгосударственного альянса история, кажется, не знала. Поправьте меня, историки. И мы видим новое Движение Неприсоединения, формирующееся на руинах НАТО под главенством Германии. Такова, как мне кажется, главная интрига, обнаружившая себя в мировой политике, в эти майские дни.
Journal information