civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

"ЗеленаяЛампа". Анонс второй части лекционного курса

Клуб "Зеленая Лампа" существует в Москве 4 года и за это время состав моих слушателей в реале менялся уже трижды.
Еще больше изменений было внесено в тематику и композицию лекционного курса.
Его общее название "Университет и Государство. История европейской мысли от античности до наших дней" было предложено только в прошлом году.
Сегодня я хочу рассказать о том, что ждет участников проекта во второй части лекционной программы.

До сентября наши занятия будут происходить один раз в неделю по четвергам, с 21: 30. Поскольку это скайп, мы не зависим от расстояний. Присоединиться к нам можно, направив мне личное сообщение.

диего
Диего Ривера. "Человек на распутье" - произведение, прекрасно передающее дух времени, в которое мы предполагаем погрузиться.

А теперь о деле:
В XVI – XVII вв. в Европе, и, с задержкой примерно в сто лет, т.е. с конца XVII – начала XVIII вв. – в России, происходит резкая смена парадигмы общественного развития.
Возникает капитализм.
Лучше прочих его социологических описаний капитализм понят в марксизме – это общественный способ производства, распределения и потребления материальных и духовных благ. То есть отнюдь не только капиталистическое предпринимательство, не только свободный рынок, не только превращение денег в капитал. Маркс начал описывать капитализм с механизма отчуждения прибавочной стоимости. Однако на склоне лет он признал, что имело бы смысл начать не с хозяйственной жизни на микроуровне, а с государства.
Возможно, и в этом классик оказался не совсем прав, и стоило бы начать с изменений в общественном сознании – как то предложил Макс Вебер, выделивший протестантскую этику в качестве отправной точки капитализма.
Но и с Вебером нельзя во всем согласиться – ведь эта этика не получила бы широкого распространения без реформ Ришелье, то есть, без вмешательства государства.
Капитализм – сложное и актуальное состояние общественного сознания, включающее в себя множество феноменов, некоторые из которых возникли до капитализма, иногда «задолго до», а другие порождены им самим в качестве необходимого. Есть в капитализме элементы, игравшие существенную роль при его рождении, но утратившие свое значение в наши дни.
К таковым можно отнести рациональность, социальную этику протестантских общин и, как ни парадоксально, капитал.
В своем цикле лекций я начну изложение теории капитализма с государства Ришелье, рассмотрев сначала политическую необходимость точных измерений. Такое требование истории, предъявленное Франции, можно объяснить случайным стечением обстоятельств, однако, без стечения этих обстоятельств капитализм не мог бы возникнуть. Сегодня же мы дадим представления о некоторых препятствиях, создаваемых традиционным обществом, с которыми должен был столкнуться Ришелье и другие реформаторы в битве за точность.
Затем мы рассмотрим отличия традиционного и капиталистического предпринимательства в контексте европейской модернизации.
Мы увидим, как рациональная модернизация в Европе постепенно породила требование отказа от рационального мышления в пользу диктатуры массовых чувственных желаний, и рассмотрим характеры новых политический режимов на примере США и Германии.
В этом рассмотрении нам не обойтись без погружения в психоанализ и пост-кризисную экономическую теорию Кейнса – причем, эти две вехи в истории мысли обозначают важный процесс в мышлении капиталистических элит, начинающих осознавать грядущий крах Века Эгоизма и пытающихся найти альтернативный способ развития.
Мир эгоизма, погруженный в чувственные переживания конечного, на короткое время был освещен вспышкой разума, явленной в философии Гегеля. Мы посвятим несколько лекций книге, раскрывающей суть новой философии – «Феноменологии духа».
Мы завершим эту большую часть нашего курса рассмотрением исторических путей России и российской мысли, прошедшей за 200 лет все круги адова отрицания отрицания – капитализма в пользу альтернативной социальной модели советизма, затем, отрицания советизма в пользу капитализма.
Наконец, после обзора этих процессов в нашей стране, мы рассмотрим актуальные состояния феноменов общественного сознания, связанные с мировым кризисом капиталистической системы и попытаемся предвидеть, к чему этот кризис нас приведет. Хотя коммунизм утратил свое значение как политическая реальность, мировой кризис вновь взывает к его духу и формам. Если разложение капитализма есть провал попыток создания т.н. «научного» или «точного» государства, не означает ли этот провал перспективу возврата к коммунистическим, т.е. догосударственным формам общежития? Перспективу возврата к таким формам предсказывали дважды. В марксовой теории говорится о сознательной и раскрытой в космос познания безгосударственности, о способности каждого члена общества управлять своим инобытием. В трактовке писателя А. Азимова коммунизм означал бы отказ от человеческого инобытия в его разумной форме и нисхождение к общине доиндустриальной, к замкнутому на себя и свернутому в традицию бытию почти животного типа.
Хотя мы не знаем, чем все закончится, мы можем найти некоторые важные ключи к пониманию будущего в истории Века Эгоизма.
Tags: зеленая лампа
Subscribe

Posts from This Journal “зеленая лампа” Tag

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments