civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Советский флаг и иконы...

Тот кто пытается скрестить наивную христианскую горлицу и противоречивую жар-птицу советизма с капиталистической жабой, рискует получить жабу в перьях.
буратино
Маленький, глупенький, богатенький Буратино

Тут все очень просто.
Начнем с христианства. За рамками христианской метафизики Сына, это также идеология феодально-крестьянских общин, в рамках которых верхи и низы, конечно, отличаются по количеству потребляемых материальных благ, однако, между ними нет отличий по качеству потребления. Все, что потребляется, соответствует общинной "системе работ" (К.Маркс). Проще говоря, все вместе кушают с одного общинного поля, которое крестьянин обрабатывает, а феодал обороняет. В качестве идеального случая, христианство также нуждается в замкнутой системе работ, обходящейся в силу этой замкнутости без прибыли и ссудного процента. Ни крестьянин, ни феодал в прибыли не нуждаются, поскольку они общинники, то есть и тому и другому "классам" (их нет и не было!) их потребление гарантировано, но в рамках биологической потребности. Человек есть столько-то, а лошадь столько-то, крестьянин снашивает в год одну рубашку, барину требуются три кольчуги и т.п. Четыре он на себя не наденет, поскольку и сам в таком "прибавочном продукте" не сможет двигаться, и конь его не снесет. Общинная система производства/потребления Gemainschaft обусловлена физическими параметрами человека и ее идеология поэтому с трудом мирится даже с начатками следующей, более сложной системы, колеблясь между бунтом и лицемерием.
Gesellschaft - или контрактная система или государство предполагает капиталистический принцип организации производства и распределения, основанный на ссудном проценте и отчуждении труда. В отличие от прежней системы, контрактная форма общежития постоянно отчуждает и омертвляет часть материальных благ, превращая их в "богатство". Верхи и низы живут в разных системах работ. Первые за счет "богатства" удовлетворяют свои бесконечно растущие желания, вторые за счет продажи труда едва обеспечивают минимальные свои потребности. Т.н. "общество потребления" и "права человека" в контрактной системе существовали лишь постольку, поскольку к этому обязывала конкуренция с более сложной системой Post-Gemainschaft, и как тень этой более высокой системы.
То, что небезызвестному С. Кургиняну представляется муто-капитализмом, есть в действительности самый нормальный капитализм, освободившийся от влияния страшной своей Тени. Если бы наш бывший товарищ перечитал произведения Диккенса, он мог бы сам в этом убедиться. Идеология Gesellschaft - это либерализм, то есть культ вседозволенности верхов, помноженный на презрение к христианскому гуманизму (характеризуемому у Кальвина и Лютера как суеверие, идолопоклонство) и на страх перед Тенью.
Тень или Post-Gemainschaft, или СССР, или "советизм" или "реальный коммунизм" представляла собой попытку построить общину более высокого уровня, способную генерировать качественно иные потребности и удовлетворять их. Тень на самом деле не смогла построить свою не идеологию (она в ней не нуждается), а идеократию, что предопределило ее временное поражение. Она, оставаясь тенью капитализма, не стала Явью именно потому, что не достигла того, о чем непрерывно трубили предшественники г-на Кургиняна на партсобраниях в СССР (возможно и он сам): "сознательности" или, точнее, способности разумного управления действительностью. Этому помешали некоторые обстоятельства, включая теоретические недостатки марксизма, "детскость" современных СССР социологии и психологии.
Тем не менее, коммунизм как идеология (это пока, а должен дорасти до пост-науки) представляет собой и пост-христианство и пост-либерализм. Без всяких "или".
Тот кто пытается скрестить наивную христианскую горлицу и противоречивую жар-птицу советизма с капиталистической жабой, рискует получить жабу в перьях.
Tags: идеология, наука и жизнь, философия истории
Subscribe

Posts from This Journal “идеология” Tag

  • Есть ли у русских бог?

    В докладе Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН "Российское общество осенью 2018. Тревоги и надежды" отмечалось, что…

  • НИИ-2. Невыносимая свобода

    Могу быть к кому-то из комментаторов несправедлив, но одного большого идеологического слона мы с вами не заметили. Поэтому представляю очередного…

  • #НИИ-1. Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель

    Друзья, Представляю вам и прошу поддержать новую рубрику #НИИ, где я собираюсь делиться своими и не своими мыслями по поводу Новой…

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments