ришелье

О медленном обучении детей и быстром прогрессе ИскИнов

Оригинал взят у moccbet в О медленном обучении детей и быстром прогрессе ИскИнов

Можно спорить о том, когда «сломался» советский модернизационный проект. Спорить, называя самые разные даты и события. Например – проигрыш в лунной гонке и последующий отказ от программы дальних космических полетов. Или – отказ от развития собственных ЭВМ в пользу заведомо обреченного на отставание (копия всегда хуже оригинала…) копирования IBM/360 и PDP-11, известных под гордыми именами ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ соответственно. (Очень смешно, когда нынче патриотическим импортозамещением озабочены те же конторы, которые этим копированием и занимались – что как бы намекает на грядущую судьбу этого импортозамещения…)

Но это все частности. Детали… И излишнее внимание к ним – ну, вроде обсуждение проектов объявления 12 апреля выходным днем – всего лишь симулякр, имитация активности без самой активности. А что же было действительно важно? Попробуем разобраться в этом, ну, хотя бы для того, чтобы не повторять ошибок прошлого.



В современной России, в узких кругах пока еще читающей публики, нынче широко распространена биолого-генетическая концепция генезиса человечества. Мол, все от генов и от дарвиновского отбора… И это очень серьезная ошибка! Человек стал человеком не когда обзавелся тем или иным генетическим кодом, а когда научился хранить информацию экскорпорально. Пользоваться опытом соседей, закладывая основы будущему разделению труда. Делать пометки на стенах пещеры, пролагая дорогу к грядущей галактике Гутенберга и вселенной Интернета.

И вот это-то хранение информации вне собственного тела и неизбежно связанный с ним процесс передачи этих знаний, известный нам как обучение, и есть основа всех человеческих культур и нынешней технологической цивилизации. Видимо он константа, а наборы генов у существ, проходящих обучение могут быть вполне произвольными. Это пока предположение, но дальше мы попробуем его обосновать.

Так что по этой логике главной заслугой советского модернизационного проекта была попытка резкого расширения того круга людей, кто мог получить качественное образование. В обличии советских трудовых школ двадцатых и тридцатых годов тиражировались реальные училища, преподавание точных и естественнонаучных дисциплин становилось массовым. После Великой Отечественной была сделана попытка возродить и полноценные издания – возвращалось, хоть и ненадолго – преподавание латыни и логики.

А потом… Потом невиданную популярность обрела в стране «Песня первоклассника», скулящего о том, что ему дают много сложных заданий. Песня была сделана талантливо – ну, слова о том, что «Нам учитель задаёт/С иксами задачи,/Кандидат наук и тот /Над задачей плачет.», воспринимались сведущими людьми как пародия на «колмогоровскую» школьную программу по математике, вполне современную, но методически безнадежно уступавшую «киселевской». (Ну, об этом стоит поговорить в другой раз подробно…)

Но широкие народные массы этих тонкостей не понимали. Они радостно проявляли солидарность со своими деточками, достойными наследниками Митрофанушек. Ну, правда в полной мере проявлению этой солидарности мешало фон-Визиновское «С тобой, дружок, знаю что делать. Пошел-ко служить.»… Но затем, когда и большевики на закате побаловались отправкой студентов в солдаты, и при реформаторах «закос» от армии стал требовать не знаний, а денег, этот фактор перестал играть роль.

И – не только в России. В старушке Европе, одарившей мир феноменом позитивных наук и технологической цивилизации, в бывшей Мастерской Мира Британии, издревле славной частными школами с высочайшими требованиями, во Франции, уровнем математического образования в которой в позапрошлом веке восторгался академик Крылов, все большую и большую популярность завоевывает Slow Education, Медленное Образование.

Медленное Образование – штука очень гуманная и человеколюбивая. Это полная антитеза Машине Коменского, массовому интенсивному образованию, изначально мотивированному нуждами самостоятельного чтения Библии, но сделавшему возможным подготовку кадров наступающей индустриальной эпохе. И с качественным индивидуальным образованием аристократии традиционных обществ (того, что обогатило нас словами – «В геометрию нет Царской дороги») оно ничего общего не имеет.

Такое образование – мечта деток. Никаких домашних заданий, никаких отметок, никакой дисциплины… Хочешь – учись. Не хочешь ¬ – не учись… Можешь не обращать внимания на учителя, общаться с коллегами по классу. Можешь пойти покувыркаться, постоять на ушах. И из всего этого неким загадочным образом через какое-то время должна появиться гармонически развитая личность. Которая с легкостью будет приобретать практически необходимые знания, где-то там, в светлом будущем… Ну, примерно как ишака грамоте учили, или коммунизм строили.

Объяснить, почему такое происходит, очень легко… Не надо думать, что авторы теорий Медленного Образования чего-то не знают и не понимают. (Считать тех, кто поступает иначе, чем кажется правильным тебе, глупыми очень опасно – лучше подумать, а нет ли у них неких своих резонов…) Знают они какая безработица в Европе среди молодежи, перевалившая за половину в Испании и Греции, и подбирающаяся к этому рубежу в Хорватии и Италии. Знают, что при любых социальных программах европеец неконкурентоспособен, ибо дороже азиата…

Знают, что нынешней глобальной цивилизации массовый человек нужен лишь в виде потребителя. Знают, что умниками править неудобно. Знают, что результат не важен, а важен процесс, за который платятся зарплаты и начисляются неплохие пенсии. И знания всего этого несомненно будут транслированы и в отечественное образовательное пространство, где явно приживутся, как приживается все, не требующее усилий и знаний…

Так что ситуация казалась бы грустной, если б не положение в одной отрасли, где процесс трансляции знаний, называемый обучением, идет полным ходом и демонстрирует весьма неплохие результаты, с лихвой перекрывающие скорбь по непостроенным лунным городам и непосаженым лунным яблонькам… Отрасль эта – искусственный интеллект, где сейчас проходят обучение полноправные наследники европейской технологической цивилизации.

И демонстрировать результаты этого обучения нынче научились в очень наглядной и убедительной форме – почти как американские автомобильные магнаты времен расцвета индустриальной эпохи ставили слона на крышу седана… Ну, чье ручное мастерство было абсолютным шедевром поздней индустриальной эпохи? Конечно же японцев, заглянешь в коллекционный фотоаппарат и убеждаешься в этом наглядно… И японские школьники и студенты шестидесятых-семидесятых были образцом прилежности и усидчивости. (Жаль, тестов PISA тогда не было…)

И вот на японской системе высшего образования математик Национального института информатики Норико Арай и задумала протестировать программы искусственного интеллекта. В 2011 году она поставила задачу создания искусственного интеллекта, способного сдать экзамены в Токийский университет. И в 2014 году задача эта была почти выполнена в рамках Todai [Todai – это прозвище Токийского университета] Robot Project. (Robots challenged to pass Todai examination)

720-overviewImage

Картинка получилась очень и очень занятная. Правда, в Токийский университет робот может поступить лишь с 60% вероятностью, все-таки там планка на вступительных экзаменах держится весьма высоко. А вот в 404 других университета Японских островов абитуриент Todai может поступить с вероятностью не ниже 80%. То есть робот уже сейчас оказывается практически идеальным школьником, а программа Todai Robot Project рассчитана до 2021 года…

Так что очень забавно – а на что, собственно говоря, рассчитывают люди? Столь цинично пренебрегающие настройкой нейросетей своих биологических потомков, сдвигая ее в медленное время, на фоне того, что дети человеческого разума совершенствуются в знаниях крайне быстро. И какую ж судьбу они уготовят нынешним Митрофанушкам? Может, «послужить»? Может уже сейчас ИскИны политики и банкиры, не стремящиеся обнародовать свои личности и сам факт своего существования, учиняют гладиаторские бои в Ираке и Донбассе, утилизируя запоздавших в развитии белковых…

Источник


Posts from This Journal by “образование” Tag

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 112
Buy for 200 tokens
Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies (США). Имею ранг…
Позволю себе повториться в тезисах комментариев мои к Вашему предыдущему посту на эту тему.
Настоящая цель, которую ставили создатели как позднесоветской, так и западной систем образования - убийство в ребёнке образного мышления, души, всех качеств психики, кроме схоластического (псевдо)логического ума. Создание из ребёнка программируемого робота, которому затем можно легко "научно доказать" то, что нужно заказчику - от марксизма до либерализма и от древних укров до нормальности содомиии - и всё это "научно обосновать".
Школозащитники практически и сами признают, что задача школы - не впихивание знаний, к-е после экзамена всё одно выветриваются. а переформатирование личностью Только они, школозащитники. вследствие стокгольмского синдрома оценивают сие явления позитивно, называют "умением думать", миллион лет эволюции от обезьяны за 10" и т.д.
По сути же школа занимается расчеловечиванием детского сознания.
Именно по этой причине не просматриваются проблемы как с демографическим, так и с культурным будущим у тех народов. которые сумели послать подальше школу модернистского позитивистского тиа (как советскую так и западную либеральную).
Это самые разные народы, от узбеков до индусов и японцев.
я в целом согласен, хотя в вашем определении много неточностей частного характера. Например, схоластика тут совершенно не нужна. А так да: обрыв нити становления человека как человека произошел именно тогда, когда появилась современная школа.
Ну, всякие "чайники Рассела" и прочие пароксизмы материалистического мышления по своей природе схоластичны и имеют началом школьное калечение психики.
ЗЫ: Звиняюсь за опечатки в предыдущем посте.
вы употребляете термин "схоластика" в его бранной коннотации, придуманной деистами. В действительности же схоластика во многом совпадает с тем, что вы намерены защитить. ИМХО относительно ваших намерений.
это совершенно голый исторический факт, что схоластика во главу угла ставила воспитание в человеке человеческого разумного инобытия, в отличие от животной рассудочности. Притом, что, конечно, можно привести массу смешных схоластических рассуждений об ангелах на кончике иглы - их обычно и приводят, но это далеко не суть схоластики, а, скорее, издержки неразвитой картины мира. В том же смысле можно и над круглыми орбитами Коперника посмеяться.
Наверное, Вы правы. Я не знаю историю схоластики достаточно хорошо, чтобы это оценить. Но я всё-таки представлял её началом рационализации европейского сознания, попыткой объяснить веру умом, что и скатило оное сознание затем в позитивизм и сциенцизм.
Всё-таки и опять к вопросу об образовании - большинство людей и я в их числе птратили на него лучшие годы а по сути ничего не знаем. Вся картина мира давалась нам как в кривом зеркале - вроде та и в то же время не та. Как в какой-то украинской передаче. От "первобытно-общинного строя" до представления мира в современной физике - всё в большинстве фрагментарных фактов как бы верно, а по сути враньё... Мы лишь можем отдельными самопогружениями в те или иные воаросы, а ещё более внутренним чувством правды слегка развеять этот мрак невежества.
Представления о мире неграмотного крестьянина 100 лет назад по сути были более адекватны и близки к истине, чем большинства нынешних получивших "вышку"(
по поводу схоластики:
это все же восемь веков, а не только порог Нового времени, когда, действительно, именно в схоластике вызревает другая парадигма - деизм, в отличие от теизма.
насчет неадекватности образования
на мой взгляд, дело тут в двух вещах:
1) вся система современного знания строится из частностей, из все более обширного знания о все меньшем и меньшем. Схоластическое знание еще было системой. Сегодня даже о математиках нельзя сказать, что они в массе обладают системным знанием. Каждый в чем-то специализируется.
2) современное знание - это знание Матери. Знание утробы, непосредственной экзистенции. То есть прямо противоречит тому, что в качестве принципа выдвигалось античной системой наук (а через нее было впитано классической схоластикой):
"Значит, мы должны искать причины (зримых, ощутимых феноменов), которые оказываются более общими чем сами эти феномены. Такие причины не могут располагаться в теле, поскольку все телесное есть частное. Разумеется, эти причины должны находиться в сфере бестелесной сущности". Прокл, V в. н.э., Комментарий к "Пармениду" Платона.
Это нормальная философская цитата античного мужика. Иной подход к знанию, разумеется, противен мужскому уму, ориентированному на создание общих условий экзистенции рода, выходящих за рамки телесной экзистенции. Более общих, чем экзистенция, как мог сказать Прокл.
И такая система образования, как сейчас, разумеется, производит не мужские, а женские умы, т.е., догматичные, ориентированные на материальную экзистенцию, на частность, в которой будто бы видно море. На самом деле, ни в какой капле моря не разглядеть. Зато уже имея представление о море, можно, догадаться о том, что капля оттуда. Но женщина производит жизнь из частности себя, поэтому взгляд Матери прямо противоположен философскому.
Попросту, университетская наука сейчас производит баб-с. И уже произвела их столько, что во всех областях экзистенции не осталось никого, кроме переодетых женщин.
Очень верно. Но я не думаю, что это случайный процесс, что "наверху", в глобальных управленческих структурах, сидят дураки, которые этого не понимают.
Из науки создали инструмент позитивистского зомбирования, а из школы - расчеловечивания и "разнароживания" вполне сознательно.
Глобальные и потомственные верхи уровня Ротшильдов - свободны и направляют процесс.
Туземные илитки - да, часто в той или иной мере находятся в капкане образованческой парадигмы.
ну, про потомственных Ротшильдов я ничего сказать не могу.
Может ли быть, что глобальные элиты не понимают того, что понимаете не только Вы и в какой-то степени ВПС, но и множество народа вплоть до подписчиков Фрица Моргена, и никто из этих подписчиков до сих пор им не объяснил?:)
да, вполне могу предположить. Понимание онтологии, в отличие от частных знаний, предполагает особую психо-физическую структуру личности. Или осознанную направленность на изменение этой структуры. Здесь понимание предполагает не только узнавание чего-то внешнего, но и йогическую практику значительного усовершенствования психической деятельности. Редко кто настолько сильно стремится к знанию. Более конкретно, люди, облеченные властью, практически необучаемы. Встречаются "белые вороны", я знал двух таких ворон, одну даже учил, но погоды они в своем кругу не делают. И это были не Ротшильды.
PS: фриц-моргеном не смешите меня пожалуйста
У этих товарищей всё в порядке с йогическими практиками. Даже "туземные илитки" консультируются с разнообразными йогами, парапсихологами и прочее, и сами ездят по тибетам. А уж глобальные подавно. Не недооценивайте их. Я сам как-то был на семинаре весьма интересного йога и психолога из Киева, консультировавшего многих политиков даже в Великой Украине)
Даже Брежнев в атеистические времена не только имел соотв. консультантов. но и любил прикладываться в Кремле к икоам, правда, это была не столько сознательная вера может быть, сколько ощущение, что "от этого хорошо", благодать.

А про Фрица я упомянул лишь чтобы показать, что то, о чём мы говорим, не есть тайна за семью печатями.
А если та или иная т.зр. понимается хоть 10% населения, логично предположить, что до власть предержащих её давно и с убеждением пытались донести.
Про Фрица Морге
приведу такой пример: обучение иностранному языку. Конечно, у богатых членов любого общества "все в порядке" с доступностью образовательных услуг. И самого распрекрасного качества. Но... выучить язык можно только в свой мозг. Так и с философией, так и с теорией управления. Можно прослушать курс. Обычно их и слушают у самых выдающихся светил. Но принять эти курсы в свой мозг, сделать своей силой - на это способны единицы. Просто потому, что у единиц самых успешных конформистов есть (остался) такой мозг, в который они способны что-то принять. Причем, наверху таких людей всегда в среднем меньше, чем в неэлитарных слоях. Так, кстати, было всегда. Мажордомы и хускарлы сменяли прежние поколения господ. Я не думаю, что это недостаток человеческого общежития или ошибка природы. Напротив, это прекрасный защитный механизм. Чем быстрее глупеют элиты, тем активнее идут процессы обновления человеческого сообщества в целом. Только в последние десятилетия процесс идет столь стремительно и в таких масштабах, что впору задуматься, не собирается ли природа заменить не только отжившие элитарные слои, а заменить человечество в целом, на что-то менее агрессивное. Не то, чтобы обязательно нужно впасть в конспирологию, но что-то действительно пошло не так с работой этого механизма. Или, если все так, мы должны быть на пороге цивилизационной катастрофы, сопоставимой с падением Римской империи.
Откуда такие проблемы у наследственной аристократии. тем более в традиционном обществе. где брахманы и кшатрии правят бок о бок? Кшатрии там всё знают и про йогу и про прочее.
И языку можно обучаться по "йогическому методу", работая с глубинной памятью, а не посредством контрпродуктивного филоложества.

Наследственных господ сменяли не мажордомы, а наследственные же господа другого народа, подговорившие дураков-мажордомов. Это потом при помощи водевилей сей факт старались закамуфлировать)