civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Categories:

АНТРОПОТЕХНИЧЕСКИЙ БАРЬЕР Часть II. Первые пионерские работы и их результаты.

Оригинал взят у igor_miw в АНТРОПОТЕХНИЧЕСКИЙ БАРЬЕР Часть II. Первые пионерские работы и их результаты.
Итак уже в первой четверти XX века стали видны основные тренды развития техники и человека (хотя применительно к человеку здесь можно говорить о минимальном развитии). Только что завершилась кровопролитнейшая на тот момент война в истории – I Мировая Война. Именно тогда впервые со всей непреложностью было показано, к каким катастрофическим последствиям приводит отрыв в развитии человека (человечности в человеке) от технологического развития. Поняв это многие исследователи стали прогнозировать будущее, и искать пути выхода из возможных будущих рисков, войн, а также искать возможности, чтобы минимизировать и ликвидировать их последствия.

Об этом в то время писали многие, в том числе такие именитые философы как, например,  наш соотечественник В. И. Вернадский.  И вот среди таких людей и был Альфред Коржибский. Он выдвинул идею о том, что гуманитарные и технические науки развиваются неравномерно, с разной степенью интенсивности. И в отличие от других исследователей, Коржибский взял эту идею как осевую, и стал её разрабатывать. Наиболее системно и полно он отразил свои идеи в книги «Зрелость человечества» (Manhood of Humanity), изданной в 1921 году. Интересная статья представлена тут – [6], приведу из неё наиболее интересные мысли.

Итак, Коржибский приводит очень любопытную модель: он рассматривает деятельность человечества в различных направлениях и областях – A, B, C, D и так далее. В процессе ведения деятельности человечество накапливает опыт, знания и материальные объекты – КА, КВ, КС … Эти объекты передаются из поколения в поколение. И тем самым получается, что каждое следующее поколение имеет чуть более усложнённую среду, чем предыдущее. То есть каждый человек растёт и развивается в среде, где уже до него многое накоплено. И здесь Коржибски подчёркивает, что необходимо соблюсти баланс в разных сферах и областях знаний.

При этом для человека фундаментальным законом является степенной (Logatithmic Law)[6, 7].  Причина этого заключается в "эффекте стимуляции" - изобретения ведут к новым изобретениям, открытия - к открытиям... Когда между различными направлениями деятельности человечества накапливается большой разрыв - то человечество в целом становится неустойчивым. Такая неустойчивость приводит к "кровавым адаптационным скачкам" (jumps — such violent readjustments) - в форме восстаний, войн и революций, в ходе которых возможно (но не обязательно) выравнивание перекосов в деятельности человечества. Отсюда аналогия с ножницами.

Альфред Коржибский
Причём уже в 1921 году он отмечает колоссальный разрыв между гуманитарными и естественнонаучными, техническими науками. Перед глазами у него лежит опыт I Мировой Войны, которую он рассматривал как кровавый «адаптационный скачок». В качестве математической иллюстрации Коржибский предлагает следующую схему (рисунок 2): естественные науки развиваются с геометрической прогрессией, а гуманитарные с арифметической.

Рисунок 2. a'2, 2a, ab, bc, cd - представляют геометрический закон развития в естественных и технических областях. A'2, 2A, AB, CD, EF - представляют запаздывание арифметического закона развития в гуманитарных областях, преодолеваемое "скачками".
Поэтому с учётом того, что человечество сможет в будущем сможет разработать ещё более убийственное и массовое оружие, с большой долей вероятностью можно утверждать, что новый адаптационный скачок человечество может и не пережить. Понимая всю серьёзность поставленной проблемы, Коржибский ищет выход, и находит его в следующем: «структура современного языка не соответствует действительности». Всем известна его фраза: «Карта может обладать структурой, схожей или несхожей со структурой территории. Карта не есть территория.»

В дальнейшем он вёл свои исследования именно в это направлении, всячески стремясь найти решение, описанной им проблемы. В итоге он стал автором «Общей семантики». Данная работа внесла существенный вклад в развитие языкознания, и как ни странно это покажется внесла некоторый вклад в «расковыривание» проблемы.
А. Коржибский:
«Человечество должно работать с гуманитарным знанием (знанием о человеке) также как и с техническим - провести глубокий рефакторинг (реинженеринг) и восстановить соответствие знаний современной реальности, которая в свою очередь практически полностью создается самим человеком, а начать следует с языка».
В довершении хочется отметить, что Коржибский каким-то удивительным образом подошёл невероятно близко к решению сформулированной им задачи. Проблемы языка действительно очень сильно связаны со «стилем» мышления. В итоге научные изыскания Коржибского легли в основу так называемой общей семантики. Так в чём же новизна и отличие данного направления от других? Так если в грамматике[8] исследуются «взаимоотношения»  слов (правила как составлять из слов предложения, как предложения относятся друг относительно друга), а логика[8] идёт ещё дальше грамматики и исследует утверждения и «взаимоотношения» между утверждениями (причём утверждение должно обязательно относится к миру фактов), то семантика заходит ещё дальше логики: слова и утверждения имеют значение только если они практически относятся к чему-либо существующему в нашем мире (рассматривается не только правильность, но и правдивость). Ну и наконец, ОБЩАЯ СЕМАНТИКА[8] Она заходит ещё дальше и изучает не только слова, утверждения и то, на что они указывают в реальном мире, а также изучает их влияние на поведение человека (общение — это не просто слова в правильной последовательности и в правильной грамматической форме (как в грамматике), не просто утверждения в правильном отношении с другими утверждениям (как в логике), не просто правильно соотносящиеся с реальным миром утверждения (как в семантике), но всё это вместе взятое, к чему добавлены реакции нервной системы человека (на слова и утверждения), участвующего в общении). Вот такое вот интересное направление.

Здесь стоит оговорится, что общая семантика это только лишь одно из направлений. В 90-е годы ХХ века новое направление в языкознании когнитивная лингвистика[9] (исследуется проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия). В когнитивной лингвистике особое внимание уделяется метафорам, концепциям, способы мышления и пр.[10].

Но вернёмся к основной проблеме. Итак, после Коржибского данную задачу рассматривал Римский клуб. И уже, видимо, в его рамках Томас Питерс стал проводить свои исследования. Неизвестно насколько глубоко он занимался данной проблемой. Так как опубликованы только его работы для различных бизнес структур. Причём Питерс исследовал только «барьер компетенции» в компаниях и корпорациях в высшем управленческом звене. При этом ничего о развитии человечества в опубликованных работах не говорилось. Хотя из его популярности в аналитических кругах, можно предположить, что к основным публичным докладам прилагалась и закрытая часть. Но каких-либо прямых доказательств этого, в данной работе привести нет возможности.

Итак, если обобщить все материалы по данной теме, то можно так полно сформулировать проблему Антропотехнических ножниц: технологии развиваются экспоненциально (рисунок 4), тогда как человек в последние годы вообще не развивался, а скорее, наоборот, стал немного деградировать, причём не только у нас в стране, но и в передовых странах Запада.. А это значит, что существует некоторое Нкритическое при котором случается череда техногенных кризисов, катастроф, в результате которых человечество самоликвидируется. Если решать проблему в общем виде, то очевидно есть 2 выхода. Первый состоит в том, чтобы остановить технологический прогресс и даже повернуть вспять. Что мне представляется крайне маловероятным.
И второй способ – это начать развивать человека, и, как мне кажется, без развития его волевого начала это сделать будет невозможно.
Рисунок. 4. Антропотехнические ножницы.
(Оригинал картини: http://lib.rus.ec/b/378172/read)
Мне возразят: да, конечно же, среда усложняется год от года, но ведь параллельно можно будет технически «модернизировать» тело человека и этот барьер будет преодолён без всяких там «заскоков» общей семантики и когнитивной лингвистики. Насколько это так или не так обсудим в следующей части.

Список использовнных источников:
6.           http://thoughtsaboutrussia.blogspot.ru/2015/03/blog-post_17.html
7.           Коржибски А. Зрелость Человечества. Нью Йорк: E. P. Dutton & Company, 1921. ( http://www.gutenberg.org/ebooks/25457?msg=welcome_stranger)
8.           http://ability.org.ru/index.php?showforum=42
9.           Попова З.Д. Стернин И.А. Когнитивная лингвистика.
10.      Кургинян С. Е. Мобилизация. 2013 г.

Tags: Модерн и Модернизация в России, философия истории
Subscribe

Posts from This Journal “Модерн и Модернизация в России” Tag

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments