civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Categories:

Психоаналитический подход к истории

орган

О чем вы сейчас подумали?
Мои ассоциации – музыка или церковь.

Но английский джентльмен Джетро Талл (Jethro Tull, 1674 – 1741), слушая органную музыку в местной церкви, пришел к мысли о том, что было бы неплохо соорудить новую сеялку на конной тяге.
Не пугайтесь! Я не собираюсь все время рассказывать вам об этих сеялках. Этот пример лишь призван подчеркнуть, что наши ассоциации выдают типы нашей психической организации. Там, где одному грезятся ангелы, другой размышляет о водопроводных трубах.

Современные историки тоже видят мир по-разному. Если автор, пытаясь понять причины и связь исторических событий, ставит на первое место верования и убеждения их участников, мы называем такого историка идеалистом и сторонником цивилизационного подхода. Но если тот же автор задумается об историческом смысле водопровода, то мы зачислим его в лагерь материалистов, приверженных формационному подходу.

Рассказывая о Джетро Талле в рамках цивилизационной модели истории, приходится предполагать, что Идеи Просвещения (которые ему, возможно, не были близки, как необязательно аграрию вникать в споры эволюционистов и креационистов) непостижимым образом заставили его размышлять в церкви о сеялках.

Все страны европейского Запада относятся к одной цивилизации, поскольку между ними нет различий в религии или формах политической мысли, но почему тогда в английских церквях о сеялках думали, а во французских нет?

Изобретение Талла и другие английские инновации в сельском хозяйстве (чередование зерновых и кормовых культур – лорд Таунсенд, первые опыты селекции овец – Роберт Бакуэлл, если назвать только самые важные усовершенствования) произошли около 1750 г., когда население Англии составляло 5, 7 млн. человек. Через сто лет, благодаря увеличению производства продовольствия и успехам в медицине оно достигло 16, 6 млн. человек.

Рост населения и одновременный рост способности хозяйства страны прокормить это население (Английская сельскохозяйственная революция) стали в дальнейшем основой Промышленной революции также в Англии, поскольку эта страна в одно и то же время обладала необходимым техническим знанием, рабочими руками, и потребителями новых товаров в должном количестве.

Но так случилось только в Англии…

Почему в рамках той же цивилизации идей такие важные стартовые нововведения в продуктивности хозяйства достигли соседней Франции лишь около 1850 г., Германии – около 1900, а стран южной Европы – около 1950 г., а то и никогда?

Попытка применить к нашему вопросу формационный подход связана с дополнительными трудностями. Какое отношение к изобретению сеялки имели классовые противоречия в Англии образца 1750 года? И чем они отличались от противоречий между такими же классами во Франции?

Какое вообще отношение могла иметь изобретательская мысль Талла к тому обстоятельству, что он был эксплуататором-юристом, а Таунсенд – эксплуататором-лордом и главой министерства иностранных дел – слугой крупного капитала. Ответить на эти вопросы, разумеется, невозможно.

Сторонникам обеих школ мысли можно задать один общий вопрос: почему так случилось, что представители европейской цивилизации и эксплуататорского класса в одной стране были активны в техническом изобретательстве, тогда как в других странах представители тех же слоев общества и носители аналогичных идей о мире были в этом смысле пассивны?

Мне представляется, что для ответа на этот важный вопрос (достаточно упомянуть, что советское руководство в 1980-х гг. было вынуждено решать две задачи, относящиеся к разным историческим эпохам: как запустить ракету в космос, и как произвести продукты питания для остающихся на земле), приходится вносить существенные модификации в обе модели, поскольку ни одна из них не связывает происходящее в индивидуальном сознании с процессами в общественном космосе.

Предлагаемый в моих лекциях психоаналитический подход к истории предполагает, что 1) коллективное сознание складывается из 8 типов мышления, каждый из которых строит свою картину реальности, видит в ней особые приоритеты, ставит перед своим носителем специфические задачи (это уже известно благодаря К. Юнгу), и что 2) в каждый данный момент времени в каждом обществе доминирующим является только один психологический тип, фильтрующий входящую и исходящую общественную информацию особым образом, и 3) что в истории можно наблюдать определенную закономерность в смене таких доминирующих типов (последние два пункта представляют собой мой исследовательский взгляд в область неизвестного).

Психоаналитический подход позволяет избавиться от недостатков цивилизационной и формационной моделей истории, и опереться на их достоинства. В первом случае мы, наконец, начинаем усматривать за абстрактной «цивилизованностью» конкретную комбинацию, сложившуюся в процессе замещения одних психотипов другими, то есть сложившуюся исторически и необходимым образом (sic!), во втором случае, причины изменений в материальных элементах культуры находят объяснение в опыте коллективной мысли.

Указанный подход позволяет объяснить, почему английские аристократы и буржуа разглядели в природе фабрику раньше их французских коллег, хотя яблоки падали на всех с той же регулярностью, почему Петр I привез из Европы корабельных мастеров, но не адвокатов, почему в истории было четыре разных типа капитализма, почему в 30-е годы у русского народа все получалось, а сейчас – почти ничего. А главное, что будет с нами дальше!

Тех, кому интересно узнать больше, приглашаю присоединиться к лекциям "Зеленой Лампы" по четвергам, в 21:30.

Программу занятий на первое время можно посмотреть здесь.

Дополнительные контакты:
Группа "Зеленой Лампы" в Фейсбук
https://www.facebook.com/groups/999357773416557/

Tags: зеленая лампа
Subscribe

Posts from This Journal “зеленая лампа” Tag

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments