civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Category:

Почему Папа Римский не носит распятие?

папа1
Кажется, в православной традиции изображение распятия Христа является более значимым символом веры, чем у католиков. Но я могу в этом ошибаться.
Прежний Папа Бенедикт редко появлялся на публике с распятием.

папа2
Это Бенедикт. На кресте изображение агнца. Бог иудеев приказал им отказаться от человеческих жертвоприношений, заменив их жертвоприношениями животных. Христос заменил агнца собой, став последней искупительной жертвой за грехопадение людей, открыв всем дорогу к свету.
На груди у Франциска совсем другой символ, лишь внешне похожий на распятие. А при ближайшем рассмотрении видно, что это человек, несущий на плечах агнца, агнценосец.
Что бы это значило?
Некоторые авторы указывают на то, что таким образом в искусстве поздней античности изображался Гермес Криофор (Κριοφόρος «несущий барана»).

гермес
«Что касается храмов Гермеса, то один посвящён Гермесу Криофору (Несущий барана), другой — Гермесу, которого они называют Промахос (Воитель). Относительно первого наименования они рассказывают, что Гермес отвратил от них моровую язву, обнеся вокруг их стен барана», – сообщает Павсаний, географ II века, в «Описании Эллады».
Раннее христианство использовало некоторые языческие символы. Изображали ли Христа в образе Гермеса?
Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. (Ин.10:11-16)

пастырь

Иисус в образе Доброго Пастыря имел особенное значение в период раннего христианства. Причины такого отношения кроются в осуждении изображений Бога и запреты на их создание, которые в большом количестве рассыпаны по библейскому тексту. Верующим потребовались века, чтобы выработать ту концепцию религиозного искусства, которую мы имеем по сей день (тем не менее, в VIII веке буквализм чтения библейского текста все же привел к эпохе иконоборчества, несколько раз повторявшейся и в последующие века).
Добрый Пастырь по сути не являлся «портретом» Иисуса, а был аллегорическим изображением. Поэтому, он стал первым изображением Христа, пускай и символическим. Кроме того, похожий на изображения языческих божеств, он был и безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца-тайного христианина. Одновременно в условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и являлся прообразом грядущего Царства Божия.
В период II—IV веков этот образ являлся чуть ли не единственным воплощением христианского Бога в человеческом облике. Пастырь Добрый встречается во всех странах христианского мира. Видно, что христиане желали постоянно иметь это изображение перед своими глазами
В IV веке, когда христианство превращается в государственную религию, начинают складываться другие варианты иконографии Иисуса. Тем не менее, Добрый Пастырь воспринимается ещё как наиболее чистый и правильный вариант изображения. Начиная с VI века образ становится все более редким. Мотив исчезает полностью в Средневековье, чтобы вновь, с гораздо меньшей популярностью, вернуться в западноевропейском искусстве в XV—XVI веках.

Таким образом, из доступных в интернете источников можно узнать, что Добрый Пастырь – это изображение Христа, бывшее популярным в ранний период христианства, а также в период религиозного кризиса Нового времени, когда в умах верующих боролись две концепции христианства: как вселенской церкви, спасающей всех (распятие) и церкви, спасающей избранных. Я не обладаю достаточными религиоведческими познаниями, чтобы связать неканонического Иисуса именно с последним направлением, которое включает такие интересные движения мысли как гностиков и масонство, но особенно кальвинизм, с его мрачноватой идеей предопределенности к спасению.

Но факт все же интересный!


Tags: христианство
Subscribe

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments