civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Есть ли от интровертов польза?

Да, и большая!
Из лекции 21. Поворот к интровертному мышлению и римский цинизм.
Сознание не всегда обращено на себя.
Как сообщает в своей книге о психологических типах К. Юнг, «мир существует не только сам по себе, но и так, как он мне является. Да, в сущности, у нас даже совсем нет критерия, который помог бы нам судить о таком мире, который был бы неассимилируем для субъекта. [или, проще, такой мир, в котором нас нет]. Переоценивая способность к объективному познанию, мы вытесняем значение субъекта как такового. Но что такое субъект? Субъект есть человек, субъект – это мы. Это ненормально – забывать, что у познания есть субъект и что вообще нет познания, и поэтому нет для нас и мира, если кто-нибудь не говорит: «Я познаю».
Нужно отметить, что крен в пользу «пустого и пошлого позитивизма», как назвал Юнг крайнюю экстравертную материалистическую установку сознания конца XIX – начала XX веков, оказался столь же губителен для науки, как и крайние проявления интроверсии.
Этому крену мы отчасти обязаны мнением о римской философии как о несостоявшейся или даже умирающей греческой философии, которую римляне не смогли сохранить. Верно, что у философов римского времени мало можно найти оригинального содержания: они скорее читатели, чем писатели. И все же идея взаимообусловленности познания отношениями субъекта и объекта, то есть идея, лежащая в русле интровертного сознания, в дальнейшем развитая и Юнгом, и Гегелем, была впервые популяризирована в римское время представителями школы стоиков.
Эта школа, основанная правда греком Зеноном из Китии (или Китиона), города на Кипре, принадлежит главным образом римскому времени. Идея Зенона (334 – 262 до н.э.) стремится сделать принципом истины не объективный факт, а постигнутое представление о факте. Здесь, как отмечает Гегель, «положено некое единство постигающего мышления и бытия, в котором ни одно не существует без другого». Еще одно и, возможно, наилучшее изложение основного положения Зенона можно найти у его критика Секста Эмпирика, жившего между 160 – 210 гг. н.э., то есть через 400 лет после Зенона, что свидетельствует в пользу долгой славы основоположника стоицизма.
Как пишет Секст, излагая это учение, «нечто существует, поскольку нечто мыслится, а то обстоятельство, что нечто мыслится, зависит от того, что нечто существует. То есть нечто, как говорят стоики, существует не само по себе, а посредством мышления. Но для того, чтобы мысль существовала, она также нуждается во внешнем предмете, о котором она мыслит».
В качестве основателя школы, Зенон по традиции излагал свое учение устно. Письменное оформление стоического канона осуществил Хрисипп (281 – 208 гг. до н.э.), третий глава школы, оставивший после себя более 700 книг. Ни одна из этих работ до нашего времени не сохранилась, но о Хрисиппе говорили, что если бы богам потребовалось изучать диалектику, они делали бы это по его учебникам.
Не исключено, что историки философии были бы гораздо лучшего мнения о ее римском периоде, прочитай они эти работы.

Пятая симфония Бетховена в исполнении корейского оркестра, пожалуй, подойдет.



Tags: зеленая лампа
Subscribe

Posts from This Journal “зеленая лампа” Tag

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments