Рисковый спрос сложно или невозможно прогнозировать. Сколько покупателей предпочтут французскую кулинарию в Сургуте? Попробуй, посчитай. Но сколько покупателей в Сургуте купят каждый день хлеба, масла, бензина посчитать несложно. Это безрисковый спрос.
Рисковый спрос для своего удовлетворения требует предпринимательской способности, рекламы, конкуренции и прибыли – иначе невозможно компенсировать потери предпринимателя, которые возникают в каждом цикле из-за того, что он не угадал спрос, или из-за того, что некоторое количество его покупателей внезапно открыло для себя тайскую кухню.
Соответственно, в тех сегментах рынка, где существует рисковый спрос, нужен предприниматель: индивидуальный транспорт (но не городская автобусная линия), строительство жилья по индивидуальным проектам (но не массовая однотипная застройка), венчурное финансирование (но не стимулирование экономики за счет потребительских кредитов).
Понятно, что рисковое предпринимательство нуждается в неких функциях, которые должны выполняться на безрисковой основе (например, охрана порядка), а безрисковая экономика все же нуждается в отдельных предпринимательских функциях (например, технические новации связаны с риском и потребность в них сложно прогнозировать), однако ограниченность сферы предпринимательства вполне понятна из рассуждений выше.
Предприниматель удовлетворяет непрогнозируемый спрос, рискуя, и экономика предпринимательства такова, что она нуждается в прибыли для компенсации риска.
Но что противостоит предпринимательству? – Управление.
Управление обслуживает не спонтанные, случайные, избыточные потребности людей, а их общежитие. Управление не рискует, когда знает законы управления и количество людей в общежитии.
Ключевым законом управления (но не предпринимательства) является закон спасательных шлюпок (с) Милютинской школы культуры и бизнеса.
Управление удовлетворяет спрос на средства коллективного спасения ради сохранения целостности общежития, в то время как предпринимательство удовлетворяет спрос на новизну, престиж, комфорт, что в совокупности можно свести к стратегии повышения социального статуса или попросту к сексуальной стратегии атомарных индивидов.
Соответственно, управлять Университетом и Государством на началах предпринимательства (резервирование личной выгоды) означает подвергать социальную систему риску разрушения; напротив, управлять рисковым предприятием «по государственному» (на началах альтруизма) означает отказ от стимулов к обновлению всей социальной системы, что также чревато риском ее разрушения.
Обе ошибки вносят искажение в механизмы позитивного социального отбора элит. Элиты, попросту, глупеют.
Чтобы проверить теорию практикой, перенесемся в уютный город Саратов, ставший на время знаменитым благодаря управленцам из партии "Единая Россия", которые возомнили себя предпринимателями.
Journal information