civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

«Денег нет» с научной точки зрения

латур
Крылатая фраза Д. Медведева может нести три совершенно разных смысла с научной точки зрения.
Прежде всего, в целом ряде случаев «денег нет» означает, что их и не должно быть.
В Лаосе мне много раз приходилось принимать участие в ритуалах обмена услугами. Считается, что если кто-то купил телевизор, то он купил его для всех соседей, которых может вместить его дом. То же правило распространяется на любую другую бытовую технику. Не зная об этом правиле, я не раз втайне пожалел, что у меня был большой холодильник. Мою еду просто негде было хранить! Но отказаться просто невозможно, даже если ты – иностранец. Ведь и тебе постоянно оказываются услуги. Кто-то рядом наловил лягушек – это уже повод для общего праздника.
А поскольку лягушек в Лаосе много, то и праздников много. Это не считая свадебных или монастырских ритуалов, когда жизнь замирает на недели. Я часто заставал у себя – поначалу с удивлением – чьих-то играющих детей. Соседка-преподавательница ушла, допустим, на занятия, и оставила ребенка у соседа-иностранца, да еще и ребенка подруги «подкинула». И что мне с ними делать? Правда, у меня и со стиркой не было проблем. Если это кажется незначительной услугой, то стоит добавить, что в соседней стране, Таиланде, постоянно живущие там иностранцы со 100% вероятность становятся жертвами ограблений, причем, на полицию рассчитывать не приходится. В Лаосе и вовсе полиция – чистая декорация. Но там нет и ограблений, если человек живет «по понятиям». «Здравствуйте» по-лаосски звучит «Ты сегодня ел рис»? Формального ответа лаосская культура доверия не предусматривает. Вас обязательно переспросят «А с чем ты ел рис»? В общем, в Лаосе довольно трудно куда-то попасть, не перекусив по дороге.
Лаосские правила доверия используют хорошо изученный антропологами принцип «сфер обмена». Устанавливается ряд классификационных категорий для типов вещей, которыми можно легко обмениваться. Например, еда всегда эквивалентна еде. Много еды, например, «ужин для всех», считается поводом для такого же ответного ужина. Но вы можете купить алкоголь для всех. Даже если это местный самогон, он будет стоит дороже целого ужина. Такую услугу общество обычно ждет от гостя, у которого регулярно «есть деньги». Я часто оказывался в такой роли и поэтому мог претендовать на дополнительные встречные услуги. Это может быть какая-то услуга, обладающая не просто питательной ценностью. Например, право быть представленным религиозному авторитету. Я таким правом воспользовался и, к счастью, этот человек оказался вдобавок прекрасным врачом. Для европейца, живущего в тропиках, знакомство с врачом может стать вопросом жизни и смерти. Так однажды произошло с моим коллегой – советские врачи были бессильны помочь. А вот местная медицина помогла. Благодаря своему статусному знакомству, я имел возможность устраивать визиты к моему «личному врачу» (он также был главой местного монастыря и местной партийной организации) для сотрудников посольства. Таким образом, большая щедрость отрывает путь в более высокие слои местной иерархии. По крайней мере, такой вывод я мог сделать из своего личного опыта.
Разновидностью сообществ, живущих внутри «экономики дарения», являются так называемые сицилийские «семьи», которые совсем не семьи. Дон не может отказать в услуге бедному жителю подконтрольной ему округи, однако и тот считается обязанным оказывать ответные услуги «своему» дону, даже если они не родственники.
В России правила доверия, производящие тип «экономики доверия», т.е. прямой обмен товарами или услугами, предполагающий лишь приблизительную оценку ценности, приняты в некоторых устойчивых культурных сообществах. Первый такой случай представляют собой горожане, увлекающиеся дальним пешим или водным туризмом. Существует традиция оставлять на маршруте немного продовольствия, спички, бензин и т.п. вещи для других групп – если для этого есть условия, лабаз или заимка. Другой случай представляют собой участники коммунарских движений, сохранившихся у нас с 1960-х гг. Многие коммунарские традиции также складывались в туристических походах. Например, согласно одной хорошей традиции в лесу «нет чужих костров». Имеется в виду, что каждый человек, подошедший к чужому костру, может рассчитывать на разговор и угощение.
Наконец, правила «экономики дарения» приняты в любой семье. Мы же не платим супругам… ни за что.
Вопросы денежного характера возникают лишь когда супружеские, родственные, доверительные отношения прекращаются. Деньги выступают здесь как противоположность доверию. Когда люди перестают доверять друг другу, их взаимные обязательства требуют точного исчисления в знаках кредитной системы, или в знаках долга. Создавать такие деньги может только государство, обладающее всей полнотой власти на такой-то территории. Если на этой территории наблюдаются устойчивые процессы обмена обязательствами при помощи «нормальных денег», это означает, что люди, живущие на этой территории, конечно, не друзья. Но и не враги.
Вражда, это третий случай, когда учет взаимных обязательств ведется в таких деньгах, которые легко унести с собой или спрятать. Государственные кредитные деньги, которых, кстати, не может у государства «не быть», для этой цели не подходят. И тогда «успешные» граждане вынуждены, конечно, отказываться от обязательств перед «неуспешными» в пользу золота или иностранных валют на оффшорных счетах, или должны хранить нажитое в наличных долларах под ковром на «малине», записанной на другое лицо. Последняя ситуация ближе к кануну «великих потрясений».
Как в таком случае понимать слова председателя правительства:
Что любой гражданин России может хранить продукты в его холодильнике?
Что его государство не обладает всей полнотой власти и неспособно создавать кредитные деньги для учета вполне реальных обязательств по закону?
Или что мы вступили в пору «великих потрясений»?


Tags: #зеленая_лампа, зеленая лампа, философия управления, финансовый кризис
Subscribe
promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments