civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Category:

Это наш метод. Комментарий к Салтыкову-Щедрину

станция

- А у нас, ваше превосходительство, - говорит Порфирий Петрович, - случилось на прошлой неделе обстоятельство. Получили мы из Рожновской палаты бумагу-с. Читали мы, читали эту бумагу - ничего не понимаем, а бумага, видим, нужная. Вот только и говорит Иван Кузьмич: «Позовемте, господа, архивариуса, - может быть, он поймет». И точно-с, призываем архивариуса, прочитал он бумагу. «Понимаешь?» - спрашиваем мы. «Понимать не понимаю, а отвечать могу». Верите ли, ваше превосходительство, ведь и в самом деле написал бумагу в палец толщиной, только еще непонятнее первой. Однако мы подписали и отправили. Общий хохот.
- Любопытно, - говорит его превосходительство, - удовлетворится ли Рожновская палата?
- Отчего же не удовлетвориться, ваше превосходительство? Ведь им больше для очистки дела ответ нужен: вот они возьмут да целиком нашу бумагу куда-нибудь и пропишут-с, а то место опять пропишет-с; так оно и пойдет...
- М. Е. Салтыков-Щедрин, «Губернские очерки»

Насколько удивительны техническая мощь и военная смелость России, столь же поразительным является наше пренебрежение каноном великих книг, где сказано, как должно поступать человеку. Полагаясь на инстинкт там, где наши соперники следуют по следам сильных и плодотворных идей, мы в собственной стране похожи на кочевников, пасущихся то в одной идеологической степи, то в другой.

Удивительно точно сказал П. Я. Чаадаев: «У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, потому, что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда».

Мартин Хайдеггер мог сожалеть по поводу нигилизма современного ему Запада, предупреждая соотечественников, что «так человек рассеивается и лишается путей. Когда человек рассеивается, односложность простоты начинает казаться ему однообразной». В России некому было бы внять такому предупреждению, так как рассеянность – естественное состояние нашего ума.

Западный человек, если не знает, не постесняется сказать, что не знает. Русский человек – самоуверенный всезнайка, знающий о самом себе очень мало.

Православие не превратилось у нас в наставника государства и общества – разве что в фантазиях министра просвещения Уварова. Попытки развития образования широкого гуманитарного профиля, предпринимавшиеся при Алексее Михайловиче, были оставлены в пользу подготовки узких специалистов военно-технической корпорации – действительной неизменной основы русской формулы, которая чем больше меняется, тем больше остается собой.

Специфически российский тип управления сводится к чистой практике, кичливо сторонящейся любых теоретических идей, рассматривающей подвластный человеческий материал как поле широчайшего, никогда не прекращающегося эксперимента.

Такой стиль властвования находится в России в столь же вечном конфликте с потребностью бюрократической системы в наборе правил, которые были бы известны всем участникам системы заранее, хотя бы для того, чтобы не беспокоить начальство «по пустякам» и хотя бы для того, чтобы не истощать понапрасну силы самой бюрократии в транслировании начальственной воли низам.

Управление по-военному воспитало тип общества, привыкшего быть в подчинении у начальства и как бы при начальстве, но готового при каждом удачном стечении обстоятельств это начальство «объегорить».

Недостатки формулы русской истории не были бы так губительны, или даже вовсе не были бы недостатками, если бы эта формула давала жизненный простор двум психологическим типам: экстравертной логике (Т. Д. Лысенко) и интровертной логике (М. М. Сперанский). Именно такие типы мышления ответственны за подъем Англии и США до мировой гегемонии, именно они, даже в условиях тактических поражений, удерживают свои общества «на курсе», они являются охранителями канона великих книг.

Но у нас два эти типа, мало что не выделены в особую систему (Оксфорд, Кембридж), охраняемую всей мощью государства и пользующуюся уважением в обществе, они также в максимально пренебрежительной форме маргинализированы хозяевами военно-торговой корпорации (сенсорики), и высмеяны ее шутами (этики).

Иного, к сожалению, психоистория и не позволяет – такая система должна сама «перегореть».

По материалам лекций сезонов 2015 – 2016 гг., прочитанных в скайп-клубе «Зеленая Лампа».

Занятия проводятся по понедельникам и пятницам. Начало в 21:30.
Концептуальное понимание всего хода русской и мировой истории - такова наша цель.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА
1 часть. История мысли. Приглашение
2 часть. Еще дальше за порог. Восхождение Запада
3 часть. История мысли промышленного века

Tags: #зеленая_лампа, #русская_и_советская_история, зеленая лампа, история России, психоистория
Subscribe
promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments