civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Categories:

Анонс 1. Факты, теории и философия

семинар

Первое, с чем сталкивается слушатель курса философии, это неспособность постичь, что такое философия?

Было бы слишком просто возводить вину за такую неспособность на конкретных слушателей или конкретных преподавателей, поскольку и наиболее способные из философов точно так же терялись в догадках, как и все остальные. «Может быть, философия – лишь видимость?» – такой вопрос поставил Мартин Хайдеггер, крупнейший философ XX века и ректор университета во Фрайбурге, в своей первой лекции о философии.

Или же давались, на внешний взгляд, строгие определения, отвергнутые последующим развитием мысли. Один из классических ответов на вопрос что такое философия предложил Рене Декарт, основоположник новоевропейской философии и современной науки.

«Вся философия подобна дереву, где корни – метафизика, ствол – физика, а ветви, растущие из ствола, – все другие науки».

Плоды трудов Декарта-ученого, как некоторым и сейчас еще кажется, опровергают его оптимизм как философа. Два столетия бурного развития эмпирического знания и физической теории будто бы не оставили от декартова древа и следа, буквально спилили его. Георг Гегель был вынужден заметить: «При появлении философских трудов трудно ожидать, – и в наше время для этого меньше всего оснований, – чтобы они нашли не то что понимающую публику, но хотя бы несколько индивидуумов, которые бы ими заинтересовались».

С другой стороны, живший в конце эпохи Гегеля великий математик Давид Гильберт, торжествующе воскликнул: «Мы должны знать, и мы будем знать». Когда Гильберт завершил построение языка математической логики, он, тем самым, разрушил последний аргумент, который хоть как-то оправдывал преподавание философии в университете – формальную логику. Теперь естествознание могло опираться на непротиворечивые математические описания. Или, точнее, Гильберт собирался это доказать.

Однако такое доказательства так и не было предъявлено. Вместо этого, австриец Курт Гёдель потряс научный мир, заявив, что любое достаточно полное математическое описание мира обязательно будет противоречивым. Предположим, что мы имеем «достаточно богатую» формальную систему математического языка (например, такую, на языке которой можно записать все утверждения арифметики). Тогда, как доказал Гёдель, в этой системе можно указать утверждение, не доказуемое и не опровержимое средствами системы. Такое утверждение оказывается «непознаваемым».

Здание физической теории неожиданно повисло в пустоте, и обнаружилась страшная несправедливость, допущенная Декартом-ученым в отношении Декарта-философа. Ведь философия была изгнана из наук как старая собака, потерявшая нюх, – за слишком расплывчатые определения, допускающие противоречивые толкования. За априорные идеи. Мир – это порядок или хаос? Поди догадайся! И вот оказалось, что молодые псы науки – физика и математика, столкнулись с той же смысловой рассеянностью, с той же неполнотой.

Тогда и только тогда ученый мир был вынужден вспомнить, что у декартова древа, помимо ствола и ветвей – пусть они остаются в распоряжении науки – есть еще и корни. Интерес к корням, причем, к самым древним корням философского знания, теперь почти восстановлен.

Но что это за неведомое поле, лежащее вне фактов, объясняющей их теории и, как можно предположить, даже вне логики, – будь то формальной или математической?

Спросить об этом, значит спросить о самых простых вещах, которые, однако, не так уж и просты.
Об этом в первой лекции в понедельник, в 21: 30 по скайпу.

О ЦЕЛЯХ СЕМИНАРА "ЗЕЛЕНОЙ ЛАМПЫ"
лампа

… стоит ступить на дорогу и, если дашь волю ногам, неизвестно, куда тебя занесёт …

В России мы похожи на кочевников, пасущихся то в одной идеологической степи, то в другой. Рассеянность, беспутность – таково обычное состояние нашего ума. Удивительно точно сказал П. Я. Чаадаев: «у нас прежние идеи выметаются новыми, потому, что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда».

Кичливая российская практика полагает себя всезнайкой, но на деле знает о себе мало или почти ничего, и потому хватается за первые под руку попавшиеся решения, рассматривает подвластный человеческий материал как поле широчайшего, никогда не прекращающегося эксперимента. Прежние усилия русского народа в итоге обнуляются новыми волюнтаристскими щелчками кнута, а в последние 25 лет мы особенно «успешно» движемся около этого нуля.

Недостатки формулы русской истории трудно постичь изнутри нее самой. Мне потребовался опыт жизни и преподавания за рубежом, чтобы осознать, насколько противостоящий нам мир превосходит нас в искусстве рефлексии, насколько уверенно наши противники шествуют в русле сильных и плодотворных идей там, где мы шагаем наобум, полагаясь на инстинкт.

Выкрикиванию случайного мнения цивилизованность противопоставляет связный многослойный текст, в содержание которого входят прошлые акты мышления и который сам является творческим субъектом – таков канон великих книг, где сказано как должно поступать человеку.

Каноническое, цивилизованное мышление проходит посреди наук и сиюминутной практики без презрения к ним. Среди многих слов такое мышление спрашивает о простом, об истине: что есть слово? Среди многих существующих вещей оно спросит: что есть сущее? Там, где заново ставятся вопросы о самом простом, там область метафизики. Там обнаруживаются новые проселки, ведущие к неизвестным смысловым основаниям. «Много еще есть на свете неведомых проселков, ведущих к полям». Обнаруженное поле засевается теорией, концепцией. А всходы – это новые факты. Важно, чтобы посев и урожай не промахивались мимо смыслового канона, были бы вчитаны в него, составляли с ним одно и то же.

Тогда и человек не рассеивается, не теряют смысла его труды. Ему тогда становится известным направление.

«…и он, прокладывая его, обязан ходить по нему взад-вперед, до тех пор, пока наконец не приучится он выдерживать направление и не признает своим тот путь, который однако никогда не будет принадлежать ему, до тех пор, пока не приучится говорить то, что можно изведать лишь на этом пути и ни на каком другом».
- М. Хайдеггер

Клуб «Зеленая Лампа» объединяет обществоведов, инженеров, управленцев, преподавателей, деятелей искусства и бизнеса. Все, что я делаю в Интернете, имеет целью включить в этот круг как можно больше новых людей и новых мыслей.

Концептуальное понимание всего хода мировой истории является содержанием наших встреч в скайпе. Индивидуальное сознание еще должно подняться до такой науки, для которой известное не то же самое, что познанное.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

1 часть. История мысли. Приглашение
2 часть. Еще дальше за порог. Восхождение Запада
3 часть. История мысли промышленного века
и самое важное:
Список книг, вошедших в этот курс

Экспедиции в неведомое "известное" с новой группой будут отправляться один раз в неделю по понедельникам. Начало в 21: 30. Продолжительность от часа до полутора часов, с учетом дискуссии. Участники платят 2000 рублей в месяц, получают огромное удовольствие и тексты всех лекций в придачу. Новые участники еще могут успеть присоединиться к нам до начала сезона. Но это нужно успеть за выходные. Чтобы присоединиться к группе, пришлите мне личное сообщение с указанием логина в скайпе и адреса электронной почты.

*Лекции, прочитанные мной для участников семинара, в Интернет не выкладываются. Участники получают свои тексты по электронной почте.

С уважением,
Е. Милютин


UPD: заявки на участие в сессиях по понедельникам больше не принимаются


Tags: #зеленая_лампа, зеленая лампа
Subscribe

  • Северный морской путь уже не наш

    То есть, пока наш, конечно, но есть нюансы. Командующий силами НАТО в Европе американский генерал Кертис Скапаротти считает, что Россия слишком…

  • Американцам придется заново готовиться к ядерной войне

    Заявление президента России о создании беспилотных подводных аппаратов, способных двигаться на сверхбольшой глубине означает коренное изменение…

  • Сын матадора

    Лет пять назад я оказался в числе блогеров, приглашенных к представителю ЕС в России, испанцу по национальности. Пока коллеги фотографировали…

promo civil_disput august 9, 2012 18:40 114
Buy for 200 tokens
https://t.me/E_Milutin Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments