civil_disput (civil_disput) wrote,
civil_disput
civil_disput

Categories:

Все в прошлом. Почему русский ум не похож на западный?

всевпрошлом

Кажется, что 25 лет свободы слова ничегошеньки в нас не изменили. И даже если мы возьмем последний прошедший век или более, то не найдем много новшеств в характере нашего мышления. Я говорю не только о русских, но обо всех людях, думающих по-русски. Удивительное дело! Не наш ум трансформируется, исчезает его противоположность.

Те превосходные степени, которыми русские мыслители прошлого наделяли западный ум, за последние лет десять стали менее актуальными. Не ухватив наших достоинств, Запад заразился нашими недостатками по отношению к прежнему Западу.

Еще В. О. Ключевский заметил, что «ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но нигде в Европе, кажется, не найдем мы такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии». Академик И. П. Павлов добавил, что «у нас рекомендующими чертами являются не сосредоточенность, а натиск, быстрота, налет. Это, очевидно, мы и считаем признаком талантливости; кропотливость же и усидчивость для нас плохо вяжутся с представлением о даровитости. А между тем для настоящего ума эта вдумчивость, остановка на одном предмете есть нормальная вещь. Сосредоточенность есть сила, а подвижность, беготня мысли есть слабость».

Первое качество на Западе не образовалось, зато утрачивается второе. Там стала заметной деградация мышления, тогда как русский ум, кажется, законсервировал себя в той форме, которая уже была известной к концу наполеоновских войн. Вот почему, говоря о недостатках русского ума, я буду сравнивать нас не с нынешними европейцами и американцами, а с европейским идеалом XIX – начала XX вв., каким он виделся с русской перспективы, каким его описал герой Бородина московский денди Петр Чаадаев*.

«Народы Европы имеют общее лицо, семейное сходство. Несмотря на их разделение на ветви латинскую и тевтонскую, на южан и северян, существует общая связь, соединяющая их всех в одно целое, явная для всякого, кто углубится в их общую историю. А каждый отдельный человек обладает своей долей общего наследства, без труда, без напряжения подбирает в жизни рассеянные в обществе знания и пользуется ими. Речь идет не об учености, не о чтении, не о чем-то литературном или научном, а просто о соприкосновении сознаний, о мыслях, которые охватывают ребенка в колыбели, окружают его среди игр, которые нашептывает, лаская, его мать, о тех, которые в форме различных чувств проникают до мозга его костей вместе с воздухом, которым он дышит, и которые образуют его нравственную природу ранее выхода в свет и появления в обществе. Вот она, атмосфера Запада, это нечто большее, чем история или психология, это физиология европейского человека».

«Разумеется, в странах Европы не все исполнено ума, добродетели, религии, совсем нет. Но все там таинственно подчинено силе, безраздельно царившей на протяжении столетий; все является результатом того продолжительного сцепления актов и идей, которым создано теперешнее состояние общества».

Любому, кто всерьез занимался Западом, – например, подобно Чаадаеву, исследовал его в качестве военного противника, ясно, что при кажущемся разнообразии культур, отличительным западным преимуществом является наличие единого канона мысли, куда каждая новая мысль или практика «вчитывается», по выражению М. Хайдеггера, западный ум не хватает звезд с небес, но и не ступает мимо лодки.

Западную культуру, поэтому, сравнительно легко усвоить, так как, усвоив в ней что-то одно, уже проникаешься, так сказать, ее фрактальностью. В ней, по той же причине, легко творить, так как любая инновация на западный манер представляет собой развитие прошлого, его логическое продолжение.

Именно это каноническое сцепление прежних действий и идей с настоящим и будущим Петр Чаадаев понимал как цивилизованную зрелость, в этом видел достоинство Запада и некоторых других культур (он упоминает также Японию) и в этом достоинстве он отказал России и русскому уму.

Повторю прежнюю оговорку: кажется, что это качество утрачивается и даже разрушается сознательно, но оно все еще сильно в западной культуре и является источником ее эффективности.

Что же в России?

По мнению Чаадаева, «мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя. И если мы иногда волнуемся, то не в ожидании или не с пожеланием какого-нибудь общего блага, а в ребяческом легкомыслии младенца, когда он тянется и протягивает руки к погремушке, которую ему показывает кормилица...».

«Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движения вперед, пережитое пропадает для нас безвозвратно».

«У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, потому, что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда. Мы воспринимаем только совершенно готовые идеи, поэтому те неизгладимые следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают умственную силу, не бороздят наших сознаний. Мы растем, но не созреваем. Мы подобны тем детям, которых не заставили самих рассуждать, так что, когда они вырастают, своего в них нет ничего; все их знание поверхностно, вся их душа вне их».

«Лучшие идеи, лишенные связи и последовательности, как бесплодные заблуждения парализуются в нашем мозгу. В природе человека теряться, когда он не находит способа связаться с тем, что было до него и что будет после него; он тогда утрачивает всякую твердость, всякую уверенность; не руководимый ощущением непрерывной длительности, он чувствует себя заблудившимся в мире. Такие растерянные существа встречаются во всех странах; у нас это общее свойство».

Быть легкомысленным, не помнить дальше вчерашнего дня, хвататься за готовые идеи, не зная, откуда они взялись, быстро отвлекаться на новые впечатления, заблуждаться – разве все это не качества детского ума?
Мы растем, но не созреваем. Но почему так происходит в России?

Пройдет без малого сто лет, и академик И. П. Павлов** в двух лекциях «Об уме вообще и о русском уме в частности», прочитанных в 1918 году, повторит все сказанное «басманным философом», добавив еще одну примечательную характеристику:

«Точно так же мы очень хорошо знаем, что основной признак гениального ума – это простота. Как же мы, русские, относимся к этому свойству? В каком почете у нас этот прием, покажут следующие факты.

Чрез мою лабораторию прошло много людей разных возрастов, разных компетенций, разных национальностей. И вот факт, который неизменно повторялся, что отношение этих гостей ко всему, что они видят, резко различно. Русский человек, не знаю почему, не стремится понять то, что он видит. Он не задает вопросов с тем, чтобы овладеть предметом, чего никогда не допустит иностранец. Иностранец никогда не удержится от вопроса. Бывали у меня одновременно и русские, и иностранцы. И в то время, как русский поддакивает, на самом деле не понимая, иностранец непременно допытывается до корня дела. И это проходит насквозь красной нитью через все.

Вообще у нашей публики есть какое-то стремление к туманному и темному. Я помню, в каком-то научном обществе делался интересный доклад. При выходе было много голосов: “Гениально!”. А один энтузиаст прямо кричал: “Гениально, гениально, хотя я ничего не понял!”. Как будто туманность и есть гениальность. Как это произошло? Откуда взялось такое отношение ко всему непонятному?»

Коли так, то и мне было бы не с руки завершить эту запись одним из возможных объяснений – психоисторическим, социологическим или мистически-философским. Пусть русский ум останется темной загадкой, коль скоро это нам ближе, а назиданий никто не любит.

Пусть читатель, если захочет высказаться, не будет связан уже высказанным мнением автора. Тем же, кто ожидает намека, я хочу рассказать одну личную историю.

Моя семья по советским меркам была очень небедной. Отец часто ездил за границу, а в коридоре у деда стоял телефон – кажется, мы были одни в нашем доме с телефоном – куда постоянно звонила разная публика и умоляла выделить фортепиано, скрипку или еще какой-то музыкальный инструмент на нужды исключительно личного потребления.
Бедными людьми в таких условиях было сложно оставаться. Но люди часто хотят большего. Начальствующая в доме бабушка не раз и не два поднимала перед дедом вопрос: охотничьи ружья, мотоцикл, собаки и два перелома – это конечно, хорошо, но куда, черт возьми, подевался совочек?

А совочек, между прочим, сгинул еще в революцию и, как резонно замечал дед, «теперь таких не делают». Но бабушке и революция не казалась убедительной причиной. Бабушка лучше других понимала не только в домашнем хозяйстве, но также в натуральных лаках, без которых дед, правда, мог сделать скрипку, но, к сожалению, не концертную.

В итоге, это чудо в нашем доме появилось: серебряный совочек с золотой метелкой в форме серпа и очень нежными щетинками. Дед сказал, что совочек в точности такой же. А бабушка ничего не сказала, но, кажется, была довольна.

Было это в 1970-м году, когда уже никто не понимал, зачем это нужно. И я, конечно, тоже этого не знал. А теперь мне кажется, что совочек с метелкой в форме серпа говорит о русском уме больше ученых статей.



«Такая вещь есть, согласно Канту, мир в целом; даже сам бог есть такая вещь. Веществуя, вещь дает пребыть собранию четверых – земле и небу, божествам и смертным».
Мартин Хайдеггер, Вещь. Вещь и Творение

*П. Я. Чаадаев, Философические письма.
**И. П. Павлов, Об уме вообще и о русском уме в частности


Tags: #зеленая_лампа, #русская_и_советская_история, зеленая лампа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo civil_disput август 9, 2012 18:40 112
Buy for 200 tokens
Похоже, Вы зашли в гости. Меня зовут Евгений Владимирович Милютин. Российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies (США). Имею ранг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 146 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →